1951 г. Холст, масло. Размер: 43×33 см.Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург
В год завершения этой картины вышел «Мистический манифест» Дали, красноречиво и декларативно свидетельствующий о смене идеологических и творческих установок художника. В период сюрреализма, говорил Дали, он пытался изображать внутренний мир человека — тот самый, тайны которого впервые были открыты Зигмундом Фрейдом. Однако времена изменились. Внешний мир физики вырвался из объятий психологии, и теперь доктор Гейзенберг, по словам Сальвадора Дали, стал его новым отцом.
Что отлично умел Сальвадор Дали, так заставить зрителя остановиться в изумлении. Лицо явно вдохновлено Рафаэлем, и мы можем найти сходство с чертами некоторых известных Мадонн. Голова персонажа взрывается, и неожиданно вместо черепа появляется интерьер Пантеона, где похоронен сам Рафаэль.
Интересно также отметить, что и тонкий круг нимба, и довольно тревожные облака, служащие в картине фоном, с первого же взгляда наводят на мысли о ядерном взрыве — именно такова и была задумка Сальвадора Дали.
При взрыве голова разлетается на тысячи осколков, и некоторые из них принимают форму рогов носорога, животного, которое часто появляется в работах Дали. Художник считал это животное мистическим, сюрреалистичным.