Альбрехт Дюрер "Автопортрет в одежде, отделанной мехом", 1500. Старая пинакотека, Мюнхен.Альбрехт Дюрер "Автопортрет в одежде, отделанной мехом", 1500. Старая пинакотека, Мюнхен.
Главный, потому что нет персон для Германии важнее и значительнее, чем небожители Гете и АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (эпоху Возрождения немцы предпочитают звать "эпохой Дюрера", а с 1815 года там ежегодно празднуют "День Дюрера").
А венгр, потому что в его автобиографии читаем: "Альбрехт Дюрер родился в королевстве Венгрия, неподалеку от маленького городка Юла, в близлежащей деревеньке под названием Эйтас, и его род кормился разведением быков и лошадей". То великий германский гений не о себе писал, а о своем отце и полном тезке, почтенном нюрнбергском ювелире Альбрехте Дюрере-старшем (золотых дел мастер прибыл в Нюрнберг 25 июня 1455 года, нанялся на работу к бюргеру Иерониму Холперу, который вскоре, оценив честность и трудолюбие венгра, отдал за него свою дочь, "красивую проворную девицу по имени Барбара, пятнадцати лет"; благодаря этому браку Дюрер-старший получил, как сегодня бы сказали, гражданство и остался в Нюрнберге навсегда).
Нацисты в 1930-х годах, к слову, дабы доказать, что светоч немецкой живописи Альбрехт Дюрер никакой не венгр, а чистокровный ариец, даже производили эксгумацию останков его отца (господипрости), чтобы установить соответствие параметров черепа арийскому стандарту. И, конечно, установили и придумали миф (нацисты вообще филигранные мифотворцы) — Дюрер был из семьи немецких колонистов, перекочевавших в Венгрию в незапамятные времена монгольских нашествий. Миф этот живет до сих пор и до сих пор некоторые исследователи считают его истиной.
Один из аргументов — "чисто" немецкая фамилия художника. Но, тут такое дело, это не совсем фамилия, а творческий псевдоним отца и, одновременно, лингвистическая шутка. Дело вот в чем: венгерская деревушка — родина Дюрера-старшего, Айтас (Ajtos). Ajtos по-венгерски значит "дверь", а "дверь" по-немецки — die Tür. Изначально фамилия-псевдоним звучала как Türer, но позже, под влиянием местного, уже немецкого диалекта, превратилась в Dürer.
Именно поэтому Альбрехт Дюрер, который сын, т.е художник, считал себя дверью, говоря о себе словами Иисуса Христа из 10-й главы Евангелия от Иоанна: "Аз есмь дверь".
Он и автопортрет подобающий создал в 1500 году. Но будет не верно утверждать, что Дюрер изобразил себя в образе Христа (суждения, заполонившие просторы интернета и всевозможные массовые издания про художника).
Дело в том, что Дюрер был ревностным христианином, добродетельным и богобоязненным. И писать себя в виде Христа он бы не стал. Срамное это дело. Но создать образ, более чем явно напоминающий именно Спасителя — это как раз в духе Дюрера и его времени.
В эпоху Возрождения человек заново себя открывает и первое, что он в себе находит — это Бога. И тут с особенной ясностью звучит известная богословская истина, согласно которой Бог стал человеком, чтобы каждый из людей стал богом.
Т.е в каждом из нас есть Бог.
Поэтому Дюрер пишет себя фронтально — так на тот момент изображали только святых и НИКОГДА светские портреты.
Нет, Дюрер не сравнивает себя с Христом, он с ним соотносится, ибо уподобиться Иисусу для истинного христианина его времени есть не просто смысл жизни, но долг. Более того, он также, как и Христос, несет миру весть, он тоже создатель и творец.
И у этого творца удивительно любопытный взгляд — Дюрер с автопортрета смотрит с наивысшим христианским смирением, неколебимо и прямо (он же несет весть): одним глазом на нас, другим — в вечность. Почему?
Потому что художник не может позволить себе полностью устранить коммуникацию со зрителем, ибо тогда выйдет икона на самого себя — богохульство, кощунство и костер.
Не может он и только коммуницировать, ибо тогда исчезнет весь пафос работы, на которой золотом выведена надпись: "Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, написал себя вечными красками в возрасте 28 лет".
А рядом стоит год: "1500". Именно в этом году ожидался конец света. И в этом контексте по-особенному звучат складывающиеся пальцы художника — это ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ.
И это БЛАГОСЛОВЕНИЕ. Благословение и утешение всех нас, ибо он БОГОИЗБРАН — ОН ХУДОЖНИК.
Этот абсолютный шедевр Дюрера новаторский во всех отношениях: портрет в анфас, руки, которые находятся в движении и этот свет (что-то подобное мы увидим много позже у Караваджо).
Но вообще я сегодня хотела рассказать вам не об этом автопортрете, а про его невероятную графику. Дело в том, что Альбрехт Дюрер — такой же универсальный человек эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи (интересовался живописью, геометрией, математикой, физикой, архитектурой и фортификацией). Но прославился именно как мастер гравюр, которые благодаря его таланту стали считаться искусством, а не ремеслом.
Альбрехт Дюрер "Святой Евстафий", 1501. ГМИИ им. Пушкина.Альбрехт Дюрер "Святой Евстафий", 1501. ГМИИ им. Пушкина.
Как правило, Дюрер работал в двух техниках: ксилографии (гравюра по дереву) и гравюре резцом по меди.
Сегодня в меню, на сладкое, так называемая глубокая гравюра или гравюра по меди. Очень трудоемкая, не допускающая промахов, помарок и исправлений. Штампы для нее изготавливались из медных досок, и мастер выводил линии особыми резцами — штихелями. При печати на штамп оказывалось такое сильное давление, что краска из углублений перетекала на лист. Такая техника позволяла создавать более сложные изображения с полутонами, игрой света и тени.
И вот вам дюреровски "Святой Евстафий", который до крещения носил имя Плакид. Он был военачальником при императорах Тите и Траяне, и по преданию, принял христианство после того, как на охоте среди рогов, преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя (Плакид был страстным охотником).
Дюрер всегда любовался красотой окружающего мира и Священное писание здесь — лишний повод изобразить пейзаж. Филигранно, ювелирно, максимально подробно. Присмотритесь, там, на дороге, ведущей к замку, крохотная фигурка всадника, а там, за мостом, в пруду, плавают два лебедя.
Всадник этот есть конечно Плакид, который, после увиденного (то, что изображено Дюрером на переднем плане), вернулся домой и крестился уже под именем Евстафий вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями Агапием и Феопистом.
И, конечно, его, как и любого святого, ждали мучения — император Траян призвал Евстафия для ведения войны. Победа — герой с почестями вернулся в Рим. Во время празднования императором триумфа над варварами приглашенный со своей семьей Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал себя христианином. За что его и наказали — всю семью кинули на растерзание диким зверям, но звери их не тронули. Тогда император велел бросить всю семью живыми в раскаленного медного быка (поэтому атрибутами святого Евстафия стали голова оленя с распятием между рогов и медный бык, а сам он является покровителем охотников).
Гравюра сделана в 1501 году — мысли об Апокалипсисе еще активно витают в воздухе. Святой Евстафий — один из 14 святых помощников в католицизме, защитник. Но это все уходит на второй план, а на первый выдвигается пейзаж и непревзойденное мастерство художника.
Работа изумительная. Поразглядывайте ее повнимательнее — это феерия ювелирной линии. И это, повторюсь, гравюра на меди. Знаете как ее делал Дюрер — невозможно вообразить: художник брал резец, руку клал на подушку, чтобы можно было держать долго (резцовая гравюра на меди не допускает ошибок), а медную доску он двигал под резцом. Т.е Дюрер не рукой с резцом двигал по доске, как при рисунке, а ДОСКУ ДВИГАЛ ПОД РУКОЙ (после уже начинался процесс травления).