«Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!»

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

Эти слова Сальвадора Дали в "Дневнике одного гения" датированы маем 1956 года.

Вы знали, что САЛЬВАДОР ДАЛИ "Божественную комедию" Данте иллюстрировал?

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

"Мне хотелось, чтобы мои акварельные иллюстрации к Данте получились словно легкие следы сырости на божественном сыре. Вот откуда эти пестрые разводы, напоминающие крылья бабочки" (Сальвадор Дали "Дневник одного гения")

Случилось это в 1950-х годах. Если быть точнее, то он начал работу в Кадакесе летом 1950 года и завершил ее два года спустя — 102 рисунка (преимущественно это были акварель, гуашь и сангина), аккурат к 700-летию со дня рождения Данте (заказ Итальянского государственного института печати).

В Италии наш дружочек бывал дважды — в 1935 году (вместе с Эдвардом Джеймсом) и 1949-м, когда папа римский Пий XII принял его в Ватикане. А между этими событиями он 8 лет провел в Штатах — аккурат в это время в Европе разворачивался тот самый Ад, все круги одновременно. Дали быстро скумекал, что надо что-то меня в своей тактике самопиара и самоопределения — в 1950-х годах он отрекается от атеистического прошлого и провозглашает себя великим мистиком.

И с энтузиазмом визионера бросается в "объятия" Данте.

Мы помним, что искусство Дали ⬇️

1️⃣ Искусственное и коммерческое.

2️⃣ Виртуозное, талантливое, тонкое апроприаторство.

Его творчество — это часть поп-культуры, мейнстрим времени. Такой модернистский китч или массовый модернизм — медийный вариант интеллектуального по своей сути течения начала ХХ века, которое Дали гением своей мысли (брал всегда готовые образы, за столетия накопившие историческую и культурную память) превратил в эффектный, волнующе приятный, а, главное, доступный ребус для человека. Тем и подкупал, ибо массы чувствовали торжество собственного интеллекта.

Вообще, искусство Дали — вещь удивительная. Его нельзя осмыслять вне самого Дали, в отрыве от того мифа и имиджа, который наш товарищ создал сам про себя.

Например, он заявлял, что страсть как боится кузнечиков и написал свое "Искушение св. Антония", где слоны (слоны Бернини — египетский обелиск на спине слона, установленный на площади Минервы в Риме) обладают ножками именно кузнечика. Суть понятна — вернемся к "Божественной комедии" Данте.

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

"Продолжая потомственную линию греков, Дали лишь тогда доволен собой, когда ему удается из тоски пространства и времени и квантованных волнений души делать сыр! И сыр мистический, божественный!" (Сальвадор Дали "Дневник одного гения"; имел наш приятель такую привычку — говорить о себе в третьем лице).

До Дали "Божественную комедию" иллюстрировали Сандро Боттичелли, Уильям Блейк и Гюстав Доре. И масса художников работали вокруг и около "Комедии" (самая известная работа — "Ладья Данте" Делакруа).

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

БоттичеллиБоттичелли

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

Доре / БлейкДоре / Блейк

Цепочка апроприаций Дали такая — Боттичелли (его аристократизм и линия, и Беатриче) ➡️ Блейк (цвет и странные образы) ➡️ Фрейд, Фромм, Юнг, Лакан (ну или другими словами — психоанализ и бессознательное) ➡️ иллюстрации малоизвестных итальянских мастеров XVIII века (композиция), которые остроумный "Божественный Дали", как он сам себя именовал, подсмотрел в сборнике из своей библиотеки. Это была французская карманная книжечка, на страничках которой сохранились почеркушки художника. Увидим мы здесь и аллюзии на Гойю, и на манекены де Кирико, и на самого себя любимого.

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

Т.е метода Дали простая — он брал готовые образы, за столетия накопившие смыслы и репутацию, и создавал некую компиляцию из них, приправляя все это острым соусом странного, якобы автоматического письма, бессознательного, фрейдистского (мог себе позволить, ибо он был прекрасно образован, причем не только в гуманитарной сфере, как многие художники, но и в технической, и использовал все свои знания для творческих манипуляций).

Эффектно, ничего не сказать. Как, впрочем, и все, что творил Дали.

В мае 1954 года все листы, иллюстрирующие "Божественную комедию" Данте были представлены на выставке в римском Палаццо Паллавичини — Роспильози. Шумиха была, как всегда, крупная. Более того, Дали устроил пресс-конференцию по случая своего творческого мистического возрождения и… вышел к людям из "метафизического куба" (а это уже большой приветик нашему доброму Малевичу).

А потом начался холивар — работы мягко говоря не оценили и заклеймили порнографическими. А поскольку "порнушка" эта создавалась за счет государства, плевки шли и в сторону Института печати, который поспешил расторгнуть с Дали договор. Проект закрылся. В прессе припоминалось все, от сюрреалистического прошлого Дали до фашистских симпатий, а главное — испанец не должен касаться святая святых для итальянской нации литературного памятника, к тому же на государственные деньги.

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

P.S. спустя 6 лет, в 1960 году, французский издатель Жозеф Форе помог выпустить альбом с этими иллюстрациями. Серия была воплощена в графике (гравер Раймон Жаке), что потребовало 55 месяцев упорного труда и 3500 деревянных досок для изготовления 5 тысяч гравюр в ручную! (доски были уничтожены после печати тиража).

"Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видать. Все это вздор. Дантовский ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты на вид, ведь у них ангельский коэффициент вязкости. На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости" (Сальвадо Дали "Дневник одного гения").

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

Фальсификации Дали виртуозны. Но они ФАЛЬСИФИКАЦИИ. Странные, диковатые, непонятные образы — ЭТО ПРОСТО СТРАННЫЕ, ДИКОВАТЫЕ И НЕПОНЯТНЫЕ образы. Это мода. Это эпатаж. Это имидж. Это часть мифа Дали про самого себя, который аккурат к этому времени провозглашает себя великим мистиком.

"Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!"

источник

Ваш комментарий