Вера Фёдоровна МАТЮХ

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их практически из первых рук. Сначала от Василия Ермилова в годы обучения в Харьковском художественном институте (1926 — 1930). Затем, в 1930-е годы в Ленинграде, от Л. Юдина, К. Рождественского, П. Кондратьева, Э. Криммера — учеников Матюшина, Филонова, Малевича. Потом в Экспериментальной литографской мастерской от Г. Верейского, Н. Тырсы, В. Конашевича, Кругликовой (1935 — 1941), а после войны — работая бок о бок с такими мастерами как А. Ведерников, А. Каплан, Б. Ермолаев (1950 — 1980-е).
Вера Матюх общалась с Т. Глебовой, В. Стерлиговым, Н. Костровым.
Вера Матюх родилась в Берлине в 1910 году, где ее отец, петербургский студент-революционер, скрывался от царской полиции, и детские годы провела в Германии у бабушки с дедушкой по линии матери. Ее родители долго пытались найти себе подходящее место в Европе и почти осели в Париже, но, по словам ее матери, «не для того она выходила замуж за русского, чтобы сидеть в таком дурацком городе как Париж». Ее выбор остановился на Харькове, в то время столице Украины, который показался ей «маленькой Москвой».
В 1924 году Вера Матюх едет «на минуточку» навестить родителей в Харьков и остается в России на всю жизнь. В Харькове после окончания профшколы она поступает в Художественный институт и попадает в мастерскую Василия Ермилова – крупнейшего представителя украинского авангарда, занятия у которого определили вектор ее будущих поисков в направлении констуктивно-ритмической пластики.
С Павлом Кондратьевым она познакомилась ещё в 1931 году, когда приехала в Ленинград из Харькова. Они встретились на теннисном корте «Печатников». «Случайная встреча на теннисном корте, — вспоминает Вера Матюх, — превратилась в дружбу на всю жизнь, стала фактически моей школой. Его указания, критика, близость, присутствие помогали мне во всём всю жизнь»… В годы войны Вера Матюх была адресатом писем Павла Кондратьева. В них была сформулирована пластическая система, вокруг которой после войны образовался «Круг Кондратьева». Сегодня наследие Веры Матюх стало классикой. Приходит осознание главного, что отличает её работы — пластический образ времени, доведённый до знаков.
В своих работах художница уверенно выступает мастером «жанра», в основе которого врожденное чувсто стиля, острый взгляд — как бы со стороны — и жёсткая пластическая дисциплина. Мастерски сочетая кубистические конструкции с упругой динамикой дугообразных линий и миндалевидных форм, Вера Матюх смогла выявить характерное в окружающей её жизни и сформировать пластический образ времени советской России.
Одной из лучших работ стала «Любить все живое» (1984), в которой женщина с ребенком, птицы, и само пространство — это единое пластическое целое, выполненное практически без использования прямых линий и несущее отчетливый отпечаток формо- и ритмообразующей структуры. Использование овальной — «бутонной» — композиции («Наши мадонны», 1984; «Художники на улице», 1996) усиливает пластическую целостность работ и придаёт им сильное духовное звучание, восходящее к древнерусской иконе и соборной фресковой живописи. Измученные женщины в очередях становятся мадоннами, уличные художники — монахами-иконописцами, а молодая мать — Богоматерью.
Жёсткое время перестройки и постсоветского периода потребовали от художника и жёстких пластических элементов. Кривая, овал, дуга полностью исчезают. На смену им приходят прямые, угловатые, рубленные формы в сочетании с холодной серо-голубой тональностью. Так, в конце 1990-х рождается серия акварелей «Ритмы улицы» (1998), в которых неприкрытая проза жизни («Акт протеста», «Бомж», «Остановка автобуса», «Рынок») сочетается с лиризмом и глубинной жизнью духа.
текст взят из :

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

Вера Фёдоровна МАТЮХ 20 августа 1910 — 2003, Санкт-Петербург) — советский художник-график. Вера Федоровна Матюх наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их

.

Ваш комментарий