«В бурю», Израиль Львович Лизак

«В бурю», Израиль Львович Лизак 1934 г. Фанера, масло. Размер: 145 х 210 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Самобытный художник Израиль Лизак учился живописи у О.Браза и

1934 г. Фанера, масло. Размер: 145 х 210 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Самобытный художник Израиль Лизак учился живописи у О.Браза и К.Петрова-Водкина, рисунку — у В.Савинского и В.Мешкова. В 1930-е годы пользовался определенной известностью как пейзажист. Он не был сильно обижен советской властью — получал госзаказы на картины, у него было две прижизненных персональных выставки. Однако его творчество плохо вписывалось в господствующие тенденции официального оптимизма. Он «не понял и не ощутил в окружающей его жизни крепнущих сил социализма». В 1940-е годы он дистанцировался от социалистического реализма, писал пейзажи, работал реставратором, преподавал.
.Лизак выработал собственный пластический язык на стыке экспрессионизма и посткубизма. Его картины почти всегда повествовательны, а с точки зрения настроения тяготеют, скорее, к мрачности. Характерные элементы геометрических обобщений — своеобразная «угловатость» — работают у него на эмоциональное раскрытие образов.
Картина «В бурю» интересна необычностью композиционного решения. Первый план остается умышленно пустым, и лишь на втором разворачивается действие — можно разобрать фигуры людей, некоторые из них едва прочитываются. За счет такого построения в картине остается много свободного пространства, в котором зритель ничего не может разглядеть.
Момент невидимости, визуальной лаконичности здесь исключительно важен. Можно сказать, что это и есть основной сюжет картины — буря как будто затрудняет видимость, мы не можем разобрать детали. Но в этом и вся ценность: природная стихи здесь лишь предлог для живописного маневра. Горизонт, небо и передний план объединены общим мотивом светового мерцания с бесконечными хроматическим градациями, вовлекающими зрителя все глубже в картину, где свет и краска спорят между собой.
Картина была подарена музею сестрой художника С. Л. Лизак в 1978 году.

Источник

Ваш комментарий