Конец 1910-х. Картон, масло. Размер: 38,8 x 39 см. Частное собрание
Константин Маковский был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.
Нлядя на картину «У раскрытого окна» Константин Маковского можно сравнить с романтичным импрессионистом, вроде Ренуара, который тонко чувствует и слышит обыденный сюжет.
На картине девушка в модной шляпе с изящной ленточкой, которая распахнула большое деревянное окно, высунулась наружу, чтобы взглянуть на дворик, а быть может кого-то окликнуть или понаблюдать за чем-то, что привлекло её внимание. Мы видим героиню только со спины, и поэтому ничего не можем сказать о её внешности, однако, это совсем не значит, что её не хочется рассматривать. Наоборот, Маковский так филигранно изобразил игру солнечных лучей на её бежевой шляпке и блузе, что поневоле начинаешь любоваться эти бликами.
Отдельное слово заслуживают зелёные цветы в горшках. В среде художников зелёный цвет считается весьма коварным – яркий оттенок зелёного очень сложно гармонировать на полотне, но Маковскому удаётся это филигранно. Свежий, насыщенный зелёный цвет стал его своеобразной визитной карточкой, и он смело использовал его в своих работах.