1904г. Бумага, акварель. 24 x 33см. Музей М. Сарьяна, Ереван
В 1901 году двадцатилетний Сарьян приехал в страну своих предков. В судьбе молодого художника встреча с Арменией была равнозначна открытию мира. Фантастические очертания гор и скал, широкие линии долин, открывающиеся с высот, бесконечный ритм хребтов, развалины древних монастырей, настенные росписи и, наконец, свет — солнце, создающее самые неожиданные цветовые отношения,- потрясли юного Сарьяна.
Молодой художник смог увидеть, «прочитать» природу, и она подсказала ему строй будущих произведений. На едином дыхании были созданы его первые работы — цикл «Сказки и сны». Первый цикл «Сказок» (1904), выполненный в основном акварелью,- это поэтические диалоги с природой; плавные, поющие ритмы линий и сказочность живописных форм придают этим небольшим работам совершенно особое обаяние.
Радость жизни, гармоничное единство человека с природой, ее красота, бесконечность — главное содержание, основа творчества Сарьяна. В работах раннего периода восторженное отношение к природе, свое восприятие света, цвета и движения он воплощает в сказочных сюжетах и находит для них сказочные формы выражения. В картине «У подножия Арарата» дерево, стая птиц, человеческие фигуры, животные как бы создают гармоничный ансамбль.
Человек в этих произведениях — неотъемлемая сознательная и созерцающая частица мира, живущая его естественными законами. Счастливый, чистый, нетронутый мир художника и мирная спокойная жизнь выражены в разнообразном ритме линий и мелодичных и богатейших сочетаниях тончайших оттенков цвета.
В «Сказках» Сарьяна природа предстает девственно целомудренной и нетронутой. Люди, растения, животные, птицы и даже хищные звери мирно живут одной семьей. Природа так непостижима и таинственна, что художник воспринимает ее совершенно по-детски — как чудесную сказку, как рай.