1920г. Холст, масло. Размер 110 х 110.см. Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.
Замечательное светлое и многокрасочное полотно кисти Бориса Михайловича Кустодиева «Троицын день» представляет собой сложносюжетную работу, в которой воплотился бытийный образ Руси. Художник воплощает перед нами широту и порывистость русского человека.
На переднем плане представлен живописный портрет купеческой семьи. Купчиха в атласном пышном платье сложного оттенка, румяное, пышущее радостью и здоровьем лицо, платок, богато украшенный узорами флористического растительного орнамента – всё это погружает нас в далёкую атмосферу исконно-русских празднеств и наполненных торжеством гуляний. Рядом с купчихой изображена её дочь в нежном лёгком наряде с ярко-алой переливающейся на свету лентой, в руках юная особа держит букет из прекрасных тонких летних цветов и хрупкий в тон платью сложенный зонтик. Образ вышел полупрозрачным, неуловимым, мягким, чистым, юным. Мать и дочь сопровождает глава семейства – крепкий сильный купец. Рядом, по всей видимости, кавалер молодой дамы, изысканно одетый, красивый молодой человек.
Первый и основной планы картины заполнены изображением праздничных гуляний жителей города, небольшой провинции где-то на окраине прекрасной нашей Родины, средь выразительной природы. Вокруг всё приведено в оживление, движение, шум и развлечение. Кругом один сплошной праздник, веселье, бесчисленные забавы, яркие цветы и запах сладостей и сдобы. Дамы в светлых различных по тону в основном пастельных оттенков, нарядах. Розовые, голубые, бирюзовые, бледно-лиловые наряды дам точно сочетают в себе отражения чистой небесной лазури. Всё это привносит в плотную толпу гуляющего народа элемент свободы, лёгкости и собственно красоты звучания цвета как такового. Обязательное развлечение всякого праздника на Руси – это прогулки «с ветерком» на тройке лошадей. Вариант подобного увеселения представлен и на полотне Кустодиева «Троицын день». Не одна упряжка прогуливается среди пышной поляны, усеянной зелёно-золотыми оттенками солнечного света.
Самый дальний и обобщающий план образует прекрасное ярко-голубое небо, истинная лазурь которого сливается в тихий облачный силуэт, напоминающий небесный собор или «чудный град» из облаков. Насыщенная зелень деревьев заполняет густой кроной почти всё пространство неба, оставляя как бы впросвет лишь небольшие участки этой святой лазури. Главный образ здесь, безусловно – едва прописанные, обозначенные полунамёком великие церковные силуэты, их прозрачные, мягкие контуры, как будто готовые вот-вот слиться в единое море небесное, вечно озаряя и освещая радость на земле русской.
Б.М. Кустодиев создавал «Троицын день» в технике масляного письма. Однако, многие из образов его работы, несмотря даже на сюжетную перегруженность и многоперсонажность, получились открытыми, плавными, мягкими, как будто спрятанными среди зелёных теней красивых деревьев, небольших яблонь и совсем молодой зелёной поросли. Картина «Троицын день» вышла по-настоящему богатой на образы, краски, символы и яркие эмоции искреннего торжества, великого праздника. Автор изобразил прекрасный праздник и просто прекрасный день, летний, пронзительный, летящий, точно «Русь-тройка», навстречу новому началу, новой жизни.