Александр Бенуа. Прогулка короля, 1906. Третьяковская галерея, Москва.Александр Бенуа. Прогулка короля, 1906. Третьяковская галерея, Москва.
Академия художеств казалась ему "потерянным временем" (проучился в ней только 4 месяца и ушел восвояси), но и новое искусство вызывало у него одно сплошное негодование.
Конечно, Александр Николаевич пытался понять (принять, простить) современный ему арт — много ходил, смотрел, критиковал, писал, рефлексировал (например, это именно он сравнил импрессионизм с оспой)… но вот понял ли, тут совсем не точно, хотя, лично у меня бенуашные сравнения всегда вызывают улыбку 😁
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Вообще, товарищ наш был удивительно трудоспособный малый. За один день он успевал и рисунками альбом заполнить, и над картиной в мастерской поработать, и в театр сгонять — пару тройку эскизов костюмов и декораций создать, а заодно и режиссерам с актерами советиков надавать.
Если вы думаете, что на этом Александр Николаевич завершал свою трудовую деятельность, то нет — в тот же день успевал он еще подготовить статью в журнал или газету, и всегда оставлял время на эпистолярный жанр.
Александра Бенуа в своем кабинете. 1914.Александра Бенуа в своем кабинете. 1914.
Потому что очень он любил и умел поговорить "об этом", т.е об искусстве (именно Бенуа ввел в оборот термины "авангард" и "русский сезаннизм"). С 1898 года существовал даже такой кружок — "кружок Бенуа" или "Невские пиквикианцы" (памятуя Диккенса и его "Посмертные записки Пиквикского клуба"). Вошла туда вся будущая мирискусстническая элита: Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева. И конечно, он — Сергей Дягилев — пружина всех мирискуснических инициатив. Они стали издавать одноименный журнал.
Вначале в журнале этом были еще и литераторы — там печатались Мережковский, Гиппиус, Розанов, Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Белый, но потом, как это часто бывает, художники слова разругались с художниками кисти и ушли в "Новый путь" (так журнал назывался).
В общем-то именно в рамках этой пиквикианцевской тусовочки и родилось громадное художественное объединение "Мир искусства". И тут необходимо сделать одно важное замечание — именно мирискуссники подготовили торжественный "выход в свет" русского авангарда, ибо именно они перенастроили оптику восприятия искусства.
Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества "Мир искусства", 1920. Русский музей, Петербург.
Изображены (слева направо): Игорь Грабарь, Николай Рерих, Евгений Лансере, Иван Билибин, Александр Бенуа, Георгий Набут, Николай Милиоти, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Анна Остроумова-Лебедева, Борис Кустодиев.Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества "Мир искусства", 1920. Русский музей, Петербург.
Изображены (слева направо): Игорь Грабарь, Николай Рерих, Евгений Лансере, Иван Билибин, Александр Бенуа, Георгий Набут, Николай Милиоти, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Анна Остроумова-Лебедева, Борис Кустодиев.
Что это была за оптика такая? Протокольная документалистика Передвижников. А наших ребят, мирискусстников, интересовало в первую, во вторую и в сто сорок седьмую очередь искусство, а не жизнь (поэтому они так страстно и боролись против бытовухи и передвижнечества). Т.е по сути именно мирискусстники первыми сформулировали и провозгласили девиз будущего авангарда "искусство ради искусства".
Художники общества "Мир искусства" в школе Общества поощрении художеств. Петербург. Март 1914.
Художники общества "Мир искусства" в школе Общества поощрении художеств. Петербург. Март 1914.
На закате жизни Бенуа, уже эмигрировавший во Францию, напишет два тома мемуаров. В них он будет вспоминать, в частности, детство, например, любовь к оптическим игрушкам вроде волшебного фонаря — увлечение, которое определило его отношение к искусству как к волшебству.
Идея такая: искусство должно быть не похоже на жизнь, потому что жизнь не радует, она монотонна и неприятна глазу.
Отсюда и этот уход от жизни в какие-то отвлеченные миры прошлого. Но прошлое интересовало Бенуа (а вместе с ним и всех мирискусстников) не как исторический документ, а как нечто, способное порождать другое искусство, новое. Такое сочинительство ретроспективной сказки — не история, а ее острое переживание, не факты, а атмосфера ушедшего времени.
Можно обозвать это эскапизмом.
Александр Бенуа. У бассейна Цереры, 1897.Александр Бенуа. У бассейна Цереры, 1897.
Александр Бенуа. Людовик XIV кормит рыб, 1897.Александр Бенуа. Людовик XIV кормит рыб, 1897.
Александр Бенуа. Версаль. Статуя Нептуна, 1905. Киевская картинная галерея, Киев.Александр Бенуа. Версаль. Статуя Нептуна, 1905. Киевская картинная галерея, Киев.
Второй момент неприятия действительности выразился иначе. Господин Бенуа и Ко полагали, что рутинный современный мир можно переформатировать, т.е спасти красотой — изменить интерьеры, книги, здания, одежду. Поэтому наш дружочек и успел везде поработать, как, впрочем, и многие его собратья по цеху.
Здесь идея такая: эстетически обновить не только само искусство, но и повседневный быт человека.
Парадоксально, но да, мирискусстники — это такая гремучая смесь эскапизма и дизайна, "царских прогулок" и "Азбуки в картинках".
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.Александр Бенуа. Азбука в картинках, 1904.
Удивительно, но ребятам этим ой как много чего удалось сделать. Например, они в корне изменили облик театра. До них художнику в русском театре делать было просто нечего, ибо все было уже готово: вот вам наборчик из средневековой жизни, а вот — из египетской, ну и там, за шторкой, — аккурат для славянского эпоса. Мирискусники же стали работать с каждым спектаклем индивидуально. Именно благодаря им художник в театре стал фигурой, равной режиссеру (поэтому и Бенуа с его любопытным носом не просто советики актерам и режиссерам давал, но сам писал либретто).
Любимыми эпохами нашего товарища были Франция 17 века, царствование Людовика 14, и Россия екатерининского и павловского времени.
Александр Бенуа. Карнавал на Фонтанке, 1900ые.Александр Бенуа. Карнавал на Фонтанке, 1900ые.
Александр Бенуа. Масленица, 1900ые.Александр Бенуа. Масленица, 1900ые.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Повторюсь еще раз — интересовала Бенуа не историческая достоверность, не факты и сухая протокольная фиксация, а дух и колорит эпохи (ее аромат, шорох листьев, плеск водоемов). Это такое очень рафинированное искусство, где от истории остается только воздух.
А от содержания — эскапизм.
Александр Бенуа. Версаль. Прогулка короля, 1897. Русский музей, Петербург.Александр Бенуа. Версаль. Прогулка короля, 1897. Русский музей, Петербург.
Александр Бенуа. Кормление птиц императором Александром I на птичьем дворе в Царском Селе, в присутствии императора Фридриха–Вильгельма. Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век", 1908. Русский музей, Петербург.Александр Бенуа. Кормление птиц императором Александром I на птичьем дворе в Царском Селе, в присутствии императора Фридриха–Вильгельма. Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век", 1908. Русский музей, Петербург.
Но вот какое дело. Этот хрупкий сочиненный мир мечтаний еще и мир марионеточный — искусственная стилизованная красота декораций (нарядные люди-куклы и роскошные дворцовые парки — натура, ставшая сценической площадкой) против прозы реальной жизни, где, например, капиталистические застройки, "безобразные" доходные дома, стали угрожать классическому облику городов, в частности, Петербургу (или наступление русско-финской войны, ровно как и ожидание грядущих титанических перемен, ибо дух красной революции уже вовсю витал в воздухе).
"Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями" (Бенуа)
Потому что, то были времена "красивые", а не вот это вот все.
Александр Бенуа. Прогулка короля, 1896.Александр Бенуа. Прогулка короля, 1896.
Вы, кстати, знали, что чуть ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа?
Батюшка Александра Николаевича был главным архитектором Петергофа, матушка — дочь итальянского архитектора Альберта Кавоса (создателя проектов Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве). Старший брат Альберт был акварелистом, другой брат, Леонтий — архитектором (оба преподавали в Академии художеств). Сестра Екатерина вышла замуж за скульптора Евгения Лансере, в союзе этом родилось трое детей — племянники Александра Бенуа — художники Николай и Евгений Лансере, и наша звездочка Зинаида Серебрякова (первыми учителями юной Зины были как раз дядя Шура (Александр Бенуа) и дядя Берта (Альберт Бенуа), благодаря которым она с детства приучилась к тому, что рисовать и писать кистью так же естественно, как и дышать).
Александр Бенуа. Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина "Медный Всадник", 1905. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Петербург. ▪️"За ним повсюду Всадник Медный с тяжелым топотом скакал"Александр Бенуа. Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина "Медный Всадник", 1905. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Петербург. ▪️"За ним повсюду Всадник Медный с тяжелым топотом скакал"
Ах да, чуть не забыла — Александр Бенуа, аккурат после Октябрьской революции начал сотрудничать с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства (он был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях, а потом стал заведующим картинной галереей в Эрмитаже и путеводитель по нему написал — путеводитель ценный ибо составлен он еще до всех распродаж). Так вот, именно Бенуа был той самой персоной, кто ставшие народными картины из частных коллекций, отбирал.
Александр Бенуа. Итальянская комедия, 1906. Русский музей, Петербург.Александр Бенуа. Итальянская комедия, 1906. Русский музей, Петербург.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
Странный он был парень, этот АЛЕКСАНДР БЕНУА.
В 1926 году настрой нашего товарища поменялся, то дело понятное — власти ужесточили режим, а невнятное искусство Бенуа плохо вписывалось в парадигму коммунистических идеалов. Он эмигрировал во Францию, оформлял дягилевские Русские сезоны, работал в Ла Скала, книги иллюстрировал. И прожил весьма долгую жизнь — 89 лет.
Александр Бенуа. Петр I на прогулке в Летнем саду, 1910. Русский музей, Петербург.Александр Бенуа. Петр I на прогулке в Летнем саду, 1910. Русский музей, Петербург.
▪️Александр Бенуа. Парад в царствование Павла Первого, 1907. Русский музей, Петербург.
Из "Русского цикла" для издания для школьников "Русская история в картинках" ("Картины по русской истории") Иосифа Кнебеля.
Эпоха Павла I — время бессмысленной муштры и императорского произвола: "казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды — прелесть; умертвил в полках наших благородный дух воинский… и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать" (Николай Карамзин "Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях").▪️Александр Бенуа. Парад в царствование Павла Первого, 1907. Русский музей, Петербург.
Из "Русского цикла" для издания для школьников "Русская история в картинках" ("Картины по русской истории") Иосифа Кнебеля.
Эпоха Павла I — время бессмысленной муштры и императорского произвола: "казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды — прелесть; умертвил в полках наших благородный дух воинский… и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать" (Николай Карамзин "Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях").