Разъезд после кулачного боя», Аполлинарий Михайлович Васнецов 1908 г. Акварель, карандаш, бумага. Размер: 65×52 см. Самарский областной художественный музей
Младший брат известного художника-сказочника Виктора Васнецова не затерялся в тени своего успешного родственника и первого учителя. Более того, Аполлинарий нашёл свой путь, совершенно уникальный и весьма плодотворный. Он известен как авторитетный историк и талантливый живописец, серьёзный археолог и неподражаемый график, создатель собственной техники рисунка и основоположник нового жанра в станковой живописи, а ещё — теоретик искусства, философ и первооткрыватель неизвестных до этого фактов по истории Москвы.
Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Яркий пример — акварель «Старая Москва. Разъезд после кулачного боя».
Традиционные кулачные бои чаще всего проходили в период от Рождества до Крещения, на Масленицу. Действовали строгие правила боя: лежачего не бить, не наносить удара сзади – противники должны стоять лицом к лицу. В старину ни один праздник не обходился без кулачного боя.
Дети соревновались, играя в игры: “Царь горы”, “Куча мала”, “Взятие снежного городка”. Так воспитывались настоящие мужчины, будущие защитники Родины. Подростки участвовали уже в настоящих кулачных боях и бились со сверстниками. Это правило действовало и для остальных бойцов: молодые люди и взрослые – “сильные бойцы” – сражались в рамках своей возрастной группы. Обычно подростки начинали бой, а взрослые мужчины завершали его.
Были два способа боя: “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”. Первый способ предполагал, что бойцы, выстроившись в ряд, должны удержать его под давлением “стенки” противника. В “сцеплялке-свалке” каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до победы, после чего “сцеплялся” с другим противником.
Бои заканчивались пиром победителей и побеждённых. В общем застолье забывались невольные обиды: ведь сегодняшние проигравшие в следующем бою могли стать победителями.