1851г. Холст, масло. Размер: 237×158 см. Музей Лихтенштейнов, Вена
Второе название картины — «Клятва мести». Место действия, скорее всего — Венеция, где родился ее автор. Очевидно, женщины только что ушли с маскарада, поскольку они в масках. И одна дама явно говорит какие-то неприятные вещи собеседнице.
Обратите внимание на записку в руке женщины в маске и на реакцию второй дамы: она едва не плачет. Исходя из названия полотна можно предположить, что в письме содержатся доказательства измены жениха или же супруга, а женщина в маске уговаривает несчастную отомстить обидчику. Впрочем, подруга вовсе не та, за кого себя выдает.
«Совет о мести» — это часть триптиха, в который входят картины «Обвинение в измене» и «Месть соперницы» (полотно известно также под названием «Венецианские женщины»). И рассматривать картины нужно в контексте истории их создания.
Предполагается, что сюжет триптиха живописец взял из стихотворений своего друга — поэта Андреа Маффеи. Согласно тексту стихов, на картинах происходит следующее:
«Совет о мести»: Мария (женщина в зеленом) получает от Рашели (дамы в маске) записку с доказательством, что возлюбленный Марии изменяет ей. Рашель предлагает подруге донести на неверного властям как на предателя своей страны.
«Обвинение в измене»: Мария написала донос на возлюбленного.
«Месть соперницы»: человек в красном забрал письмо и несет властям, а Мария раскаялась и пытается его догнать. А затеяла все это Рашель, которая предложила себя возлюбленному Марии, но он ей отказал.
Такова месть отвергнутой женщины.