Крупнейший представитель золотого века голландской живописи прославился использованием игры света при создании своих великолепных картин. В то время многие художники прибегали к световым эффектам, подобно Рембрандту, однако никто из них не мог запечатлеть на холсте красоту окружающего мира так, как это делал великий мастер. На протяжении многих лет исследователи пытались раскрыть секрет техники Рембрандта, тщательно изучая детали его картин.
Для создания эффекта практически фотографической точности Рембрандт, возможно, манипулировал окружающей средой при помощи зеркал и освещения – то, что, по сути, сейчас делают современные фотографы. При написании автопортретов Рембрандт использовал сложные сочетания плоских и вогнутых зеркал, наряду с камерой-обскурой, чтобы получить максимально возможное сходство. При жизни великий художник никому не раскрывал свою технику. И лишь опробовав систему зеркал, искусствоведы узнали о секрете его величия.
Исследование Фрэнсиса О’Нила из Оксфорда позволило сделать предположение, что художник использовал сложную комбинацию зеркал, создававших отражённое изображение, которое он затем обводил. В частности, якобы, так он писал свои автопортреты.
Francis O’Neill изучил технологии, которые были доступны в то время, и продемонстрировал, как голландский мастер мог создать такие потрясающе реалистичные изображения. Результаты исследования были опубликованы в журнале Optics.
Для эксперимента была использована теория, которую 16 лет назад выдвинули Дэвид Хокни и физик Чарльз Фалько. Они предположили, что старые мастера использовали оптику в своей работе. Оксфордский художник указывает на то, что эффекта светотени, как на работах Рембрандта, можно достичь только с использованием проекции.
Он также обращает внимание на тот момент, что глаза на автопортретах Рембрандта часто смотрят за пределы рамы под углом, с которого было бы невозможно рассмотреть себя в зеркале.
«Он сделал офорты и даже написал несколько автопортретов на меди, где ясно можно увидеть проекцию, — объясняет О’Нил. — Его работы известны за игру света и тени, контраст света и тьмы, которые являются неотъемлемой частью проекции».
«Кроме того, его для автопортретов с широко открытыми глазами и улыбкой требуется невероятная физическая дисциплина, ведь приходится смотреть на себя в зеркало, а затем создавать образ, — но ему не пришлось бы отводить глаза от рисунка, если он обводил проекцию», — подчёркивает О’Нил.
Хотя его теория кажется убедительной, с ней согласны не все. Например, художник Найджел Констам (Nigel Konstam), который также исследовал применение зеркал в написании автопортретов, считает, что не Рембрандт не использовал технику.
«Рембрандт был великим рисовальщиком, и идея обводить изображения вряд ли привлекала его или могла ему помочь», — заявил он газете Daily Mail.
В наследии рисунков и живописных работ Рембрандта по меньшей мере семьдесят пять автопортретов (возможно около 100) — своеобразный «визуальный дневник». Однако потребность в отображении собственной жизни и в постоянном физиономическом анализе не является лишь признаком автобиографического интереса или уверенности в своей уникальности.