Самая популярная натурщица Монмартра.

Самая популярная натурщица Монмартра.

Сюзанна Валадон "Женщана в белых чулках", 1924.  Музей изящных искусств, Нанси.Сюзанна Валадон "Женщана в белых чулках", 1924.  Музей изящных искусств, Нанси.

Она была дочерью прачки, об отце ничего не знала, рано вкусила все прелести жизни: нянчила детей, подавала напитки в кафешке, торговала овощами на рынке, была акробаткой, до первой травмы, разносила чистое белье заказчикам, спала со всеми, кто ее писал и не писал 😂

МАРИ-КЛЕМЕНТИНА ВАЛАДОН совсем не отличалась пуританскими взглядами на жизнь и понятия не имела кто есть отец ее ребенка, в будущем довольно известного пейзажиста Мориса Утрилло.

Самая популярная натурщица Монмартра.

Сюзанна Валадон Сюзанна Валадон

Самая популярная натурщица Монмартра.

Портрет Валадон кисти РенуараПортрет Валадон кисти Ренуара

Самая популярная натурщица Монмартра.

Портрет Валадон кисти Тулуз-ЛотрекаПортрет Валадон кисти Тулуз-Лотрека

А еще она много врала (ну или если сказать красиво: привирала, приукрашая факты своей биографии и жизни вообще) и была одной из самых популярных натурщиц Монмартра (особенно ее любили Ренуар и Тулуз-Лотрек, с которым у них был бурный роман, до того момента, пока барышня не разыграла комедию с самоубийством).

После Лотрека она вышла замуж за преуспевающего юриста, но трубы горели сильнее нее — брак вскоре распался, ибо уже совсем неюная художница (44 года) страстно возжелала 23-летнего юношу — товарища своего сына Андре Уттера (справедливости ради скажу, что вместе они прожили долгих много лет, почти 30).

Что я хочу сказать? К своим произведениям Валадон относилась куда более серьезно, чем к мужчинам (над одной картиной могла работать более 10 лет, доводя ее до совершенства, и, несмотря перфекционизм, до нас дошло 475 картин, 275 рисунков, 31 офорт), став первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств, и одной из немногих, кто добился признания и финансового благополучия еще при жизни.

Именно глядя на нее картины Эдгар Дега воскликнул: "Вы — наша!" и, вопреки всему, не спал с ней😂 Водился за великим и могучем любителем лошадей такой грешок — бояться женщин.

Вообще-то мы знаем ее под именем СЮЗАННА Валадон (с легкой руки Тулуз-Лотрека девушка взяла псевдоним; по мысли Лотрека, позируя стареющим импрессионистам, она уподоблялась Сусанне из библейского сказания, которая предстала обнаженной перед сладострастными старцами) и она держала в мастерской козу, которой скармливала неудачные картины.

Что касается ее сына Мориса, то дама лишила его всех нежностей материнской любви и ласки, зато привила любовь к живописи, а тот, в свою очередь, страшно ревновал мать к многочисленным ухажерам и безбожно пил (читай: питал болезненную привязанность к ней). Ну, как

 

говорится, родителей не выбирают.

В сети вы чего только не прочитаете: и что она последняя импрессионистка (НЕТ! это отличается даже по стилю ее живописи), и что она постимпрессионистка (НЕТ, НЕТ, НЕТ! постимпрессионистов только ЧЕТЫРЕ имени: Сезанн, Гоген, Ван Гог и Лотрек).

Валадон вне стиля, но не потому, что великая художница, типа Сутина или Модильяни, а потому, что намешала всего и творчество ее абсолютно в рамках формальных исканий времени. Она просто ХОРОШИЙ ХУДОЖНИК — не лучше и не хуже многих, кто тогда работал на Монмантре.

Она не ушла в абстракцию, не бредила экспериментом, не занималась морализаторством. Она упрощала, обобщала, но не схематизировала. Использовала плотные тени, яркий цвет, контур и, конечно, многое взяла от Сезанна (а кто от него в ХХ веке не оторвал кусок?!), писала без льстивого кокетства сродни Лотреку, многое позаимствовала у Дега… да и вообще у многих — всех тех, кому позировала. Она смотрела и училась, пока часами сидела в одной позе в мастерской каких-нибудь Пюи де Шаваннов или Ренуаров.

В общем, смотришь на ее искусство и ловишь эффкт дежавю: где-то такой мотивчик я уже видел, и этот тоже, и вот тут сильно похоже, а это вообще один в один… (скучно!).

Самая популярная натурщица Монмартра.

Сюзанна Валадон "Три танцовщицы", 1916. Частная коллекция.Сюзанна Валадон "Три танцовщицы", 1916. Частная коллекция.

Но не скучно, если сравнивать ее именно с художниками-женщинами: никакого кокетства, греховной или слащавой нежности, розовых припудренностей. Она позировала мужчинам, у них училась, он них и взяла эту редкую для мира дам грубость и жесткость.

Самая популярная натурщица Монмартра.

Сюзанна Валадон "Обнаженная с драпировкой", 1919. Частная коллекция.Сюзанна Валадон "Обнаженная с драпировкой", 1919. Частная коллекция.

"Я пишу людей, чтобы узнать их. Не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую" (Сюзанна Валадон).

О ней вообще довольно не интересно рассказывать как о художнице, куда любопытнее ее жизнь: Валадон, например, свела с ума композитора Эрика Сати, на полгода став единственной в его жизни любовью, но больше всего страданий она причинила Тулуз-Лотреку. Анри Перрюшо в своей книге "Жизнь Тулуз-Лотрека" с большим сочувствием описывает хитрости и уловки Сюзанны, при помощи которых она добивалась от него всего, чего пожелает.

Склонность Валадон к эпатажу веселила парижскую богему. Она могла разгуливать с пучком моркови вместо букета и безудержно баловала своих любимых кошек: в пятницу, постный день, они, как добрые католики, питались исключительно икрой вместо рыбы.

Они жили вместе — Валадон, Уттер и Утрилло (их прозвали на Монмартре "La trinité maudite", что означает "проклятая троица"). Когда Утрилло, требуя спиртного, начинал буйствовать, Валадон невозмутимо объясняла: "Это шалит мой кот Рамину!". Она вообще всегда находила оригинальный выход из любого положения. Однажды, застав неверного Уттера с подружкой, она заперла парочку в комнате и, на потеху соседям, целую неделю кормила любовников вареной капустой, которую поднимала в ведре через окно.

Она прожила долгую жизнь, видела как известность сына, последнего певца богемного Монмартра, превзошла ее собственную: все чаще ее называли матерью Мориса Утрилло, а потом уже художницей.

А успех Валадон во многом продиктован патронажем галеристки Берты Вейль, регулярно проводившей выставки художницы и представлявшей ее работы на всех экспозициях, на каких только было возможно.

источник

Ваш комментарий