Сюзанна Валадон "Женщана в белых чулках", 1924. Музей изящных искусств, Нанси.Сюзанна Валадон "Женщана в белых чулках", 1924. Музей изящных искусств, Нанси.
Она была дочерью прачки, об отце ничего не знала, рано вкусила все прелести жизни: нянчила детей, подавала напитки в кафешке, торговала овощами на рынке, была акробаткой, до первой травмы, разносила чистое белье заказчикам, спала со всеми, кто ее писал и не писал 😂
МАРИ-КЛЕМЕНТИНА ВАЛАДОН совсем не отличалась пуританскими взглядами на жизнь и понятия не имела кто есть отец ее ребенка, в будущем довольно известного пейзажиста Мориса Утрилло.
Сюзанна Валадон Сюзанна Валадон
Портрет Валадон кисти РенуараПортрет Валадон кисти Ренуара
Портрет Валадон кисти Тулуз-ЛотрекаПортрет Валадон кисти Тулуз-Лотрека
А еще она много врала (ну или если сказать красиво: привирала, приукрашая факты своей биографии и жизни вообще) и была одной из самых популярных натурщиц Монмартра (особенно ее любили Ренуар и Тулуз-Лотрек, с которым у них был бурный роман, до того момента, пока барышня не разыграла комедию с самоубийством).
После Лотрека она вышла замуж за преуспевающего юриста, но трубы горели сильнее нее — брак вскоре распался, ибо уже совсем неюная художница (44 года) страстно возжелала 23-летнего юношу — товарища своего сына Андре Уттера (справедливости ради скажу, что вместе они прожили долгих много лет, почти 30).
Что я хочу сказать? К своим произведениям Валадон относилась куда более серьезно, чем к мужчинам (над одной картиной могла работать более 10 лет, доводя ее до совершенства, и, несмотря перфекционизм, до нас дошло 475 картин, 275 рисунков, 31 офорт), став первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств, и одной из немногих, кто добился признания и финансового благополучия еще при жизни.
Именно глядя на нее картины Эдгар Дега воскликнул: "Вы — наша!" и, вопреки всему, не спал с ней😂 Водился за великим и могучем любителем лошадей такой грешок — бояться женщин.
Вообще-то мы знаем ее под именем СЮЗАННА Валадон (с легкой руки Тулуз-Лотрека девушка взяла псевдоним; по мысли Лотрека, позируя стареющим импрессионистам, она уподоблялась Сусанне из библейского сказания, которая предстала обнаженной перед сладострастными старцами) и она держала в мастерской козу, которой скармливала неудачные картины.
Что касается ее сына Мориса, то дама лишила его всех нежностей материнской любви и ласки, зато привила любовь к живописи, а тот, в свою очередь, страшно ревновал мать к многочисленным ухажерам и безбожно пил (читай: питал болезненную привязанность к ней). Ну, как
говорится, родителей не выбирают.
В сети вы чего только не прочитаете: и что она последняя импрессионистка (НЕТ! это отличается даже по стилю ее живописи), и что она постимпрессионистка (НЕТ, НЕТ, НЕТ! постимпрессионистов только ЧЕТЫРЕ имени: Сезанн, Гоген, Ван Гог и Лотрек).
Валадон вне стиля, но не потому, что великая художница, типа Сутина или Модильяни, а потому, что намешала всего и творчество ее абсолютно в рамках формальных исканий времени. Она просто ХОРОШИЙ ХУДОЖНИК — не лучше и не хуже многих, кто тогда работал на Монмантре.
Она не ушла в абстракцию, не бредила экспериментом, не занималась морализаторством. Она упрощала, обобщала, но не схематизировала. Использовала плотные тени, яркий цвет, контур и, конечно, многое взяла от Сезанна (а кто от него в ХХ веке не оторвал кусок?!), писала без льстивого кокетства сродни Лотреку, многое позаимствовала у Дега… да и вообще у многих — всех тех, кому позировала. Она смотрела и училась, пока часами сидела в одной позе в мастерской каких-нибудь Пюи де Шаваннов или Ренуаров.
В общем, смотришь на ее искусство и ловишь эффкт дежавю: где-то такой мотивчик я уже видел, и этот тоже, и вот тут сильно похоже, а это вообще один в один… (скучно!).
Сюзанна Валадон "Три танцовщицы", 1916. Частная коллекция.Сюзанна Валадон "Три танцовщицы", 1916. Частная коллекция.
Но не скучно, если сравнивать ее именно с художниками-женщинами: никакого кокетства, греховной или слащавой нежности, розовых припудренностей. Она позировала мужчинам, у них училась, он них и взяла эту редкую для мира дам грубость и жесткость.
Сюзанна Валадон "Обнаженная с драпировкой", 1919. Частная коллекция.Сюзанна Валадон "Обнаженная с драпировкой", 1919. Частная коллекция.
"Я пишу людей, чтобы узнать их. Не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую" (Сюзанна Валадон).
О ней вообще довольно не интересно рассказывать как о художнице, куда любопытнее ее жизнь: Валадон, например, свела с ума композитора Эрика Сати, на полгода став единственной в его жизни любовью, но больше всего страданий она причинила Тулуз-Лотреку. Анри Перрюшо в своей книге "Жизнь Тулуз-Лотрека" с большим сочувствием описывает хитрости и уловки Сюзанны, при помощи которых она добивалась от него всего, чего пожелает.
Склонность Валадон к эпатажу веселила парижскую богему. Она могла разгуливать с пучком моркови вместо букета и безудержно баловала своих любимых кошек: в пятницу, постный день, они, как добрые католики, питались исключительно икрой вместо рыбы.
Они жили вместе — Валадон, Уттер и Утрилло (их прозвали на Монмартре "La trinité maudite", что означает "проклятая троица"). Когда Утрилло, требуя спиртного, начинал буйствовать, Валадон невозмутимо объясняла: "Это шалит мой кот Рамину!". Она вообще всегда находила оригинальный выход из любого положения. Однажды, застав неверного Уттера с подружкой, она заперла парочку в комнате и, на потеху соседям, целую неделю кормила любовников вареной капустой, которую поднимала в ведре через окно.
Она прожила долгую жизнь, видела как известность сына, последнего певца богемного Монмартра, превзошла ее собственную: все чаще ее называли матерью Мориса Утрилло, а потом уже художницей.
А успех Валадон во многом продиктован патронажем галеристки Берты Вейль, регулярно проводившей выставки художницы и представлявшей ее работы на всех экспозициях, на каких только было возможно.