Эдвард Мунк "Смерть Марата" 1907Эдвард Мунк "Смерть Марата" 1907
Они, естественно, осели и в искусстве разнообразными по форме и исполнению образами в мировой живописи. Известно, что Марат много времени проводил в ванной, но вовсе не потому что был чистоплюем или поклонником спа.
У него наблюдалось неизлечимое кожное заболевание, из-за чего буквально всю свое время отмокал в лечебных ваннах, принимая там пищу, подремывая или работая. Как раз во время работы его и убили.
Поль Бодри. "Смерть Марата". 1860Поль Бодри. "Смерть Марата". 1860
Дворянка по имени Шарлотта Корде. Девушка из знатного рода считала Марата главным виновником гражданской войны, яро выступающего против привилегированных классов. Она купила кухонных нож, приехала к революционеру домой и попросила ее принять, чтобы сообщить важные сведения о покушении на него.
Жюль Авиа. "Смерть Марата". 2-я пол. 19 векаЖюль Авиа. "Смерть Марата". 2-я пол. 19 века
Жан-Жозеф Веертс. "Убийство Марата". 1880Жан-Жозеф Веертс. "Убийство Марата". 1880
Иронично, но именно Корде и нанесла Марату смертельные ножевые раны. Хотя кто-то считает, что дело было вовсе не в ванной, а в спальне.
Классический вариант смерти легендарного героя революционеров описал в своей картине Давид. Тут мы видим только жертву (Корде художник не собирался увековечивать на полотне), Марат выглядит благородно, вырванный из дум на благо народу коварной рукой смерти.
Жак Луи Давид. "Смерть Марата". 1793. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельЖак Луи Давид. "Смерть Марата". 1793. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
И Марата, и Шарлотту изображали множество раз, однако самое неприятное и довольно прямое художественное заявление сделал норвежский экспрессионист Эдвард Мунк.
По мнению художника, Шарлотта сначала соблазнила, а потом убила Марата прямо в постели. Тут и пятна крови на простыне и бездыханное тело и следы недавних плотских наваждений. На столе Мунк оставляет бессмысленный теперь фруктовый натюрморт. Фигура Шарлотты вытянута перед зрителем в странно-завороженной позе, она словно ожидает сиюминутного наказания.
Эдвард Мунк "Смерть Марата" 1907Эдвард Мунк "Смерть Марата" 1907
Мунк был помешан на теме насилия и любви. Пережив немало страданий в жизни, он бесконечно рефлексировал в своих картинах о тленности чувств, предательстве, безнадежности. И в картине "Смерть Марата" он выбирает именно тот вариант сюжета, где перед мучительной смертью герой предан женщиной.