1926-1962 гг. Холст, масло. Размер: 51 × 53,5 см. Художественная галерея Абердина
Шотландский художник John Bulloch Souter (1890-1972) был довольно популярным портретистом, а также мастерски делал копии картин старых мастеров. Однако одна его работа произвела такой фурор, что попала в заголовки международной прессы. Картина The Breakdown была написана специально для летней выставки Королевской академии 1926 года, однако из-за возмущения в британской прессе была изъята уже через неделю после дебютного показа. Инициатором выступила Британское министерство по делам колоний. Чиновники посчитали, что ее содержание «является оскорбительным для британских подданных, проживающих за границей и ежедневно контактирующих с цветным населением».
Редактор Melody Maker от имени всей музыкальной сцены высказался по этому поводу, заявив: «Мы, джазовые музыканты… протестуем и отвергаем противопоставление белой девушки без одежды черному человеку», картина представляет «извращенную опасность для сообщества, и лучшее, что можно сделать с ней, — это… сжечь ее!».
Картина изображает черного саксофониста, сидящего на разрушенной классической статуе Минервы, богини музыки, в то время как голая белая женщина танцует под его саксофон, причем, она движется как будто в трансе, полностью отдаваясь музыке, сбросив на пол одежду и обувь.
Соутер утверждал, что его картина была призвана «проиллюстрировать тенденцию влияния джаза на нашу повседневную жизнь», и это было правдой, поскольку джаз начал активно проникать в культурную жизнь. Во многих кругах радикальные изменения, которые он представлял, привели к излишней свободе и нарушению строгих социальных норм, что было встречено с большим энтузиазмом.
После скандала и снятия картины с выставки Соутер и его жена Кристиан Грейс Рейд уничтожили его оригинальную картину 1926 года, но художник сохранил свои подготовительные рисунки. В течение десятилетий работа была известна только по фотографии, опубликованной в каталоге выставки, но ближе к концу своей жизни Саутер в 1960-х годах создал вторую версию, которую он датировал 1926-1962, признавая тем самым всю проделанную в прошлом работу. Картина была приобретена Художественной галереей Абердина в 2016 году при финансировании Шотландского национального фонда приобретений