Старинные фигуры-обманкиСтаринные фигуры-обманки
Корнелис Бисхоп, живший в середине 17 века в Нидерландах считается одним из основателей жанра. По его задумке на тонком листе дерева с потрясающей реалистичностью писалось изображение человека или домашнего животного в натуральную величину. Затем картинка вырезалась по контуру и, наделенная определенным объемом, размещалась в углу дома, темном коридоре, холле и так далее.
Старинные фигуры-обманкиСтаринные фигуры-обманки
Однако не только персонажи, но и предметы, чаще всего еда, могли изображаться на таких обманках. Так, например, художник Самюэл ван Хоогстратен писал объемные натюрморты из фруктов, сушеной рыбы и все в таком духе. Картинки можно было спрятать под стул, на книжной полке и так далее – в местах нетипичных для этих предметов.
О его работах Арнольд Хоубракен пишет: «
Старинные фигуры-обманкиСтаринные фигуры-обманки
Но если с натюрмортами дело обстояло яснее (способ украсить и разыграть), то изображения людей выглядели мягко говоря зловеще. Не только портреты богачей изображались на обманках. Это могла быть и прислуга, «затаившаяся» в укромном уголке огромного господского дома.
Старинные фигуры-обманкиСтаринные фигуры-обманки
В наше время фигуры-обманки как явление довольно непонятны, но для реалий 17-18 (и даже 19 века) в них не было ничего странного. Использовались они по-разному. Изначально обманки создавались как каминные экраны, затем в виде украшения интерьеров и садов. Известны упоминания обманок в качестве отпугивателей воров, упоров для дверей, даже статистов на светском мероприятии.
Старинные фигуры-обманкиСтаринные фигуры-обманки
Нередко фигуры выступали в качестве безмолвных товарищей или безмолвных компаньонов, скрашивающих одиночество. О таком явлении говорится в готическом романе Лоры Пёрселл «Безмолвные компаньоны», вышедшем в 2017 г.
Писательница взяла за основу неестественность и отталкивающее впечатление от фигур, внезапно ставших главными героями хоррор-повествования.
Старинные фигуры-обманкиСтаринные фигуры-обманки
В России обманки тоже были популярны на рубеже 17-18 веков. Они были частыми «гостями» светских приемов на свежем воздухе. В садах и парках расставлялись парные фигуры, словно кружащиеся в танце, деревянные садовники таились в садовых зарослях и так далее.