Картина, прославившаяся Василия Перова. За нее он получил Большую золотую медаль Академии и соблазнительную возможность уехать на стажировку за границу.
В 1861 году Василий Перов решает показать "изнанку общества" и создает сатирическое полотно "Проповедь в селе". В то время Россия переживала сложные времена, люди желали видеть всю правду о своей стране и Перов прекрасно чувствуя настроение народа, показывает свой критический взгляд на окружающую действительность.
В центре картины апофеоз лицемерию и ханжеству. В кресле дремлет осоловевший под нудные речи помещик, судя по его чуть приоткрытому рту, полагаю, что он похрапывает. Рядом сидит хорошенькая молодая жена с молитвенником, но помыслы ее отнюдь не благочестивые, так как она с интересом внимает молодому ухажеру за спиной.
Флирт происходит прямо в церкви и он никого не смущает. Если только старушку за спиной помещика…
Старая женщина чем-то возмущена и выговаривает это стоящему рядом мужчине. А тот делает жест рукой, мол, нет не надо, стой спокойно. Возможно, она хочет разбудить барина и указать ему на жену, но скорее всего ей неловко за громкий храп устремляющийся под своды церкви и она хочет потревожить помещика, чтобы эти рулады завершились.
Окружающие крестьяне откровенно скучают. Их можно понять, так как у них тяжелая жизнь, наполненная невзгодами, а еще проповедь в которую ни один из них не верит. Им бы быстрее на огород, к делам, а не слушать богоугодные речи.
К тому же, крестьяне бы хотели услышать новости об отмене крепостного права, которая должна вот-вот произойти.
Одна лишь девочка в голубом платье с интересом внимает священнику. Но полагаю, что в силу своего возраста она мало что понимает, и проповедь воспринимает, как вариацию сказки.