«Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках на озере Даддингстон», также «Священник на коньках» или «Министр на коньках» 1795 год
англ. The Skating Minister
Холст, масло. 76,20 × 63,50 см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Картина Картина является одной из самых популярных и самых известных работ Генри Реберна, самой известной картиной в Шотландии и квинтэссенцией золотого века британского искусства, продолжая и по сей день пользоваться значительным интересом среди общественности, в том числе и в учёных кругах
/Henry Raeburn (1756 — 1823) — шотландский художник романтического направления., которая сегодня считается иконой шотландской живописи, сто лет провисела в доме родственников Уокера, никому не известная. Среди искусствоведов нет единого мнения по вопросу того, принадлежит ли картина кисти Реберна или его современника, французского живописца Анри Пьера Данлу.
В последующие годы датировка и атрибуция работы, а также личность фигуриста, подвергались многочисленным исследованиям и обсуждениям На протяжении 1970—1980 годов несколько кураторов Национальной галереи Шотландии подвергали сомнению авторство Реберна, и поэтому в опубликованной в 1972 году истории коллекции в авторах картины никто не значился В 1997—1998 годах картина была включена в программу выставок в Эдинбурге и Лондоне, в связи с чем представитель Национального фонда Англии Алекс Китсон отметил, что «вообще она не выглядит как принадлежащая Реберну» В 2005 году куратор Национальной портретной галереи Шотландии Стивен Ллойд предположил, что картину написал не Генри Реберн, а французский художник Анри Пьер Данлу, отметив, что «изысканный стиль, тип холста, нерегулярность кракелюр и использование движения знакомо всем знатокам работ Данлу. Данлу специализировался на изображении движений небольших фигур, что ясно видно на этой картине» После Французской революции видный представитель «большого стиля Данлу эмигрировал в Англию. Проживая в Лондоне, в 1796 и 1799 годах он на несколько месяцев ездил в Эдинбург для того, чтобы написать портреты находящихся в изгнании членов французской королевской семьи, в том числе Карла Филиппа, графа д’Артуа, будущего короля Франции под именем Карла X
В 1914 году правнучка священника Беатрикс Скотт попыталась продать ее на аукционе, но, к счастью или сожалению, ей это не удалось – в предвоенной атмосфере люди не особенно хотели расставаться с деньгами. Позднее полотно оказалось в центре дискуссии – появилась версия, что вовсе не Реберн написал его. Однако Национальная галерея Шотландии, владеющая с 1949 года картиной, яростно защищает факт авторства Реберна. Потому что нельзя просто так взять и лишиться национальной живописной иконы.
Картина «Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках на озере Даддингстон» Генри Реберна, которая сегодня считается иконой шотландской живописи, сто лет провисела в доме родственников Уокера, никому не известная. В 1914 году правнучка священника Беатрикс Скотт попыталась продать ее на аукционе, но, к счастью или сожалению, ей это не удалось – в предвоенной атмосфере люди не особенно хотели расставаться с деньгами. Позднее полотно оказалось в центре дискуссии – появилась версия, что вовсе не Реберн написал его. Однако Национальная галерея Шотландии, владеющая с 1949 года картиной, яростно защищает факт авторства Реберна. Потому что нельзя просто так взять и лишиться национальной живописной иконы.
Сюжет
На фоне зимнего пейзажа скользит затянутый в черное пресвитерианский священник. Вид его — воплощение сосредоточенности и стойкости. Скрещенные на груди руки, значительно осложняющие балансирование, говорят, какая напряженная духовная работа происходит в преподобном Роберте Уокере в то время, как он с видимой легкостью скользит по льду.
Обычно развлекательное катание на коньках в исполнении Уокера приобретает глубокое символическое значение, свойственное романтизму. Священник, чья фигура впечатана в полотно, выглядит как символ всей Шотландии, ее прогрессивных сил. И его скольжение — это торжество разума над мраком.
Пейзаж, данный довольно условно, стал пространством для экспериментов Реберна с возможностями передачи света и отражения через природу характера героя. Серо-розовая гамма подобрана так, что внимание зрителя не рассеивается, а приковано к изящно балансирующему мужчине.
Контекст
Роберт Уокер с детства любил кататься на коньках. Его отец, священник (как и большинство других родственников), служил некоторое время в Голландии, где скольжение по льду издавна известно как главная зимняя забава. Позднее, уже в Шотландии, Уокер вступил в Эдинбургский клуб фигурного катания. Это сообщество, известное с 1744 года и существующее поныне, отстаивает звание первого в мире объединения на почве страсти к конькам. Как бы то ни было, в перерывах между своими обязанностями Уокер катался на озере Даддингстон, где любили встречаться члены клуба.
Уокер получил разрешение стать священником, едва ему исполнилось 15 лет. Он женился, переехал в Шотландию и всю жизнь служил в Кэнонгейтской церкви в Эдинбурге. Роберт Уокер и Генри Реберн дружили. Возможно, сам Уокер попросил написать его портрет. Но не исключено, что идея принадлежит художнику. После смерти священника художник отдал портрет вдове, и полотно оставалось в семье до 1949 года, когда правнучка Уокера продала его Национальной галереей Шотландии.
Немногим позднее вокруг картины развернулась дискуссия относительно авторства Реберна. На полотне нет подписи, что само по себе является благодатной почвой для гипотез. При этом появились экспертные мнения, что живописная манера похожа на стиль француза Анри Пьера Данлу. Во второй половине 1790-х он бывал в Эдинбурге и писал портреты членов французской королевской семьи. В спорах сломано немало копий, но ни окончательных подтверждений, ни опровержений этой версии так и не выдвинуто. А потому Шотландия продолжает считать картину своей национальной иконой живописи.
С