Посравниваем?

Посравниваем?

Анри Матисс "Красные рыбки", 1912. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. Фрагмент.Анри Матисс "Красные рыбки", 1912. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. Фрагмент.

Он родился 31 декабря, когда до конца XIX века оставалось ровно 30 лет. А он, второй — 27 октября 1923 года, аккурат когда тот, первый, приобрел всемирную известность.

Первый — это АНРИ МАТИСС, настоящий дирижер цвета, самый "дикий" из всех "диких", тот, кто дарил уставшему после работы человеку роскошь, покой и наслаждение.

Второй — РОЙ ЛИХТЕНШТЕЙ, который своего самого знаменитого Микки Мауса на спор нарисовал.

Посравниваем?

А потом, уже не на спор и спустя время, "Красных рыбок" Матисса. И в этих "списанных" с мэтра рыбках (диагноз "рафаэлизм" или "рубенсонтизм" — ваши варианты?😂, когда ты вроде как и апроприатор, но Апроприатор с большой буквы этого слова, потому что не эпигонство, а слово новое, слово свое; слово, которое обладает собственной ценностью и может оказаться не менее интересным, чем оригинал), думается, зиждиться весь поп-арт и даже больше — вся современность.

Посравниваем?

Что может объединять Матисса и Лихтенштейна? Рыбки.😂

Посравниваем?

Анри Матисс "Красные рыбки", 1912. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.Анри Матисс "Красные рыбки", 1912. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.

Посравниваем?

Рой Лихтенштейн "Натюрморт с золотыми рыбками и картиной с мячом для гольфа", 1972. Частная коллекция.Рой Лихтенштейн "Натюрморт с золотыми рыбками и картиной с мячом для гольфа", 1972. Частная коллекция.

Не будем сейчас говорить про ассоциативные связи с Христом, евхаристией, притчей о чудесном улове, восточной медитации, потому что это тут все, конечно, допустимо, но оба автора в первую очередь хотят показать нам то, что рыбки — это просто рыбки (помните, иногда банан — это просто банан, а черный квадрат — просто черный квадрат).

Итак, приступим, ибо все познается в сравнении.

1️⃣ Матисс — это про радикализм в живописи: эмансипация цвета на холсте. Такое агрессивное, настойчивое освобождение колорита, когда все эмоции реализованы практически вне предметной сферы: цветом, линией, пятном.

Лихтенштейн — это типография (имитация растровой печати, так называемых "точек Бен-Дэй"). Это жирный черный контур и условные, модриановские цвета — желтый, зеленый, красный, синий. Никаких эмоций, зато принт на толстовке отличный получается.

2️⃣ Матисс — это желание уйти от проблем времени. Отдых. Деткость. Медитация. Тотальное упрощение формы, вывернутое наизнанку пространство, содержание, внешне лишенное каких бы то ни было сложных толкований.

Лихтенштейн — это ирония и злободневность. Комикс — недолитература. Реклама — недотелевидение, псевдокино. Все то, что народ хавает с удовольствие и без сахара — нехудожественная мишура, которая получает художественный контекст; отрыжка культуры, которая обретает художественные смыслы.

3️⃣ Матисс — это вечность и гармония (потому что ХХ век эту гармонию потерял — об этом будут страстно вещать кубисты с экспрессионистами). И даже гедонизм, ибо весь сюжет картины сведен к декоративной игре цветовых пятен и извилистой линии (радость и упоение от озорного мазка, пляшущего на холсте так звонко и так тихо, как может делать только Матисс).

Лихтенштей — это медийность (и никакой реальности, ибо реальности нет, есть только банки супа "Кэмпбелл"). Ни любви, ни тоски, ни радости (жалости, кстати, тоже нет).😅 Только художественное харканье в массовую культуру и навязанные ею новые правила жизни, когда эквивалентом счастья, его материальным воплощением, стал блестящий кабриолет. А если в твоем доме нет стиральной машины от Bosh, то до свидания.

4️⃣ Матисс — это движение. Движение, откровенно говоря, блистательное, потому что по всем правилам приличия и хорошего академического тона аквариум с рыбками вроде как должен бы был благополучно скатится со стола и разбиться в дребезги (смотрите: листья сочной зелени ласково обнимают стеклянный сосуд и не дают ему грохнуться со стола на верную погибель).

Лихтенштейн — это палеотическая окаменелость. Тяжеловесная и прочная как гранит. Или как тот шар для боулинга, что на заднем плане (аквариум — это луза, а рыбки — те человеки, которых уже поймали в сети ловцы великого счастья и космического успеха, но мы не об этом, не об этом😂).

5️⃣ Матисс — про красоту простой, чистой, младенческой формы, про поэтику яркого, жизнеутверждающего цвета. Тихо и без лишних слов. И очень по-иконному созерцательно.

Лихтенштейн — про бренд и типографию. Потому что тот же Микки Маус или Мерелин Монро ничуть не уступают в узнаваемости и массовой воспроизводимости "Рыбкам" Матисса.

Мораль сей басни такова: Матисс есть такой же бренд, как, скажем, Элвис Пресли или айфон.

P.S. Рой Лихтенштейн создает еще много мемчиков Матисса, и Пикассо, и Дали, и Модриана, и Ван Гога, и Сезанна, и Магритта… убедительно доказывая, что ЛЮБОЙ АРТ ЕСТЬ ПОП (будь то "Стог сена" Моне или пирамиды в Гизе).

Посравниваем?

Посравниваем?

А подход к творчеству у Матисса и Лихтенштейна, в общем-то был одинаковый: живописать абсолютно без снобизма, не предъявляя потенциальному зрителю длинного перечня, в котором каждое предложение начинается словом "должен".

Посравниваем?

Посравниваем?

Посравниваем?

Посравниваем?

источник

Ваш комментарий