«Посещение царевной женского монастыря», Василий Иванович Суриков

«Посещение царевной женского монастыря», Василий Иванович Суриков 1904г. Холст, масло. Размер: 107 x 146 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург Эта работа стала последним значительным

1904г. Холст, масло. Размер: 107 x 146 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. «Посещение царевной женского монастыря» с торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей.
Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями
Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу.
Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе.
Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.
Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.
В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины — трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь — в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все».

«Посещение царевной женского монастыря», Василий Иванович Суриков 1904г. Холст, масло. Размер: 107 x 146 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург Эта работа стала последним значительным

«Посещение царевной женского монастыря», Василий Иванович Суриков 1904г. Холст, масло. Размер: 107 x 146 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург Эта работа стала последним значительным

«Посещение царевной женского монастыря», Василий Иванович Суриков 1904г. Холст, масло. Размер: 107 x 146 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург Эта работа стала последним значительным

«Посещение царевной женского монастыря», Василий Иванович Суриков 1904г. Холст, масло. Размер: 107 x 146 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург Эта работа стала последним значительным

Источник

Ваш комментарий