1433г. Дерево, масло. Размер: 26 × 19 см. Национальная галерея, Лондон
Официальное название картины — «Портрет мужчины», но обычно упоминается под названием «Мужчина в красном тюрбане«. Не исключено, что это автопортрет: люди на портретах того времени обычно смотрели в сторону, а мужчина смотрит прямо на нас — художник мог смотреть на себя в зеркало, когда рисовал. Удивительная детализация — видна каждая морщинка, каждая седая отросшая щетинка на подбородке!
Ван Эйк создает концентрированный контраст между открытым лицом, задрапированным капроном, и темным фоном, на котором все остальное отпадает. Черты лица ясны и детализированы. Гусиные лапки вокруг глаз и бородатая щетина на подбородке показаны слишком точно. В глазах даже окна студии отражаются маленькими светлыми пятнышками. Уникальной особенностью является высокая концентрация во взгляде на лице изображенного человека. Впервые вид с картины используется здесь для того, чтобы подразумевать близость и понимание между зрителем и портретом. Прямой зрительный контакт также предполагает, что это автопортрет, написанный с зеркального отражения.
Картина стала известна в XVII веке, когда она была приобретена в Антверпене коллекционером произведений искусства Томасом Говардом. «Портрет мужчины в красном тюрбане» находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне с 1851 года.
Ян ван Эйк, наряду с Рогир ван дер Вейденом, считается одним из главных основоположников масляной живописи. Его чрезвычайно надежный метод, при котором много прозрачных покрытий наносилось друг на друга и его внимание к деталям давали необычайно реалистичное для того времени представление. Она положила начало новому этапу в западноевропейской живописи. Его портрет мужчины в красном тюрбане — один из самых ранних примеров.