По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Питер Брейгель Старший "Падение мятежных ангелов", 1562. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.Питер Брейгель Старший "Падение мятежных ангелов", 1562. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.

Только представьте: они падают с небес и в свободном падении мутируют из человекообразных особей в диковинных гибридных существ.

Помните, в его сказке для взрослых "Эдвард Руки-ножницы" персонаж Джонни Деппа скорее не человек, а киборг, которого создал некий Ученый — вместо рук у Эдварда что-то типа ножниц.

Брейгель реальный панцирь броненосца с классическими костными пластинами и ребристым хвостом превратил в тяжелую металлическую броню — чем вам не научная фантастика? 😁

Дадада, картина эта ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО "Падение мятежных ангелов". Не Босха и не господипрости младшенького Брейгеля (хотя аккурат тогда, когда работа попала в музей, в 1846 году, ее приписали именно Брейгелю-сыну; потом, в 1898 году, переписали на Босха; и только когда обнаружили в нижнем левом углу за рамой надпись "MDLXII / Brvegel" полотно идентифицировали со Старшим Брейгелем).

История простая: Сатана — могущественный ангел Люцифер, увлек обычных Ангелов, те взбунтовались, перестали служить Богу и повалились с небес к чертовой матери, т.е в Преисподнюю. По приказу божьему, конечно. Низверг их архангел Михаил. Во время падения падшие ангелы совершили трансформацию — превратились в демонов, чертей и бесов.

У Рубенса, правда, кажется, будто они падают с небес от избытка лишнего веса, совершая по пути, в свободном падении, не мутацию, а оргию (ну это Рубенс и это барокко).

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Питер Пауль Рубенс "Падение мятежных ангелов", 1620ые. Старая Пинакотека, Мюнхен.Питер Пауль Рубенс "Падение мятежных ангелов", 1620ые. Старая Пинакотека, Мюнхен.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

У Брейгеля, конечно, все будет иначе. И очень в стиле Босха (наш товарищ в начале своей карьеры не просто копировал работы старшего коллеги, но был сильно увлечен его творчеством). За одним существенным исключением — у Босха не смешно, а у Питера Брейгеля Старшего очень смешно.

Взять хотя бы этого славного персонажа, который собственную ногу грызет — существо так старается, что от напрягу портит воздух.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

У Брейгеля вообще куда ни ткни везде фантасмагорическая юмореска: там вон ван эйковский мужчина в красном тюрбане, рядом — нечто с крыльями бабочки в "юбке" сильно напоминающей испанский белый накрахмаленный воротник, а там — совершенно обаятельные пучеглазые человеко-стрекозы. Милота 😁

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Брейгель был человеком прогрессивным, знал и изучал окружающий мир (например, в этом сюре можно найти экзотическую рыбу-ежа из тропических морей, которая превращается в шипастый шар при угрозе), и, само собой, вслед за тогдашними учеными, отличал то, что было создано человеком ("артификалии"), от того, что было создано природой ("натуралии").

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Отличать отличал, но для красного словца и пущей эффектности заполнил свою композицию причудливыми комбинациями этих натуралий и артификалий — снарядил своих падших ангелов-гибридиков различными вручную созданными артефактами. Тут мы найдем и доспехи, и оружие, и, конечно, музыкальные инструменты, потому что дьявол всегда играет на скрипе и вообще очень любит музицировать (в совершенстве владеет всеми музыкальными инструментам).

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Будет здесь и нагрудник из солнечных часов. Считалось, что этот прибор способен корректировать земной хаос и синхронизировать жизнь людей с регулярностью Вселенной. Занимательная ирония-с. 😁

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Кстати, обратите внимание: практически вся нечисть изображена Брейгелем, скажем прямо, не в самых удобных позах (тут вам все — от агонии до эффектной юмористической зарисовки), да еще и вниз головой ➡️ Mundus inversus, т.е перевернутый мир — важное понятие для позднего Средневековья, когда зайцы жарят на костре охотника, жены бьют мужиков и заставляют их заниматься домашними делами… корректировщик земного хаоса аккурат находится в гуще событий, а всякая бесовщина больше похожа на диковинных заморских тварей из каких-нибудь кабинетов редкостей или кунсткамер (они появляются как раз в XVI веке).

Будет здесь и много яиц (все как завещал Босх), потому что яйцо и глупость — синонимы для того времени (дурак сидит на яйцах и высиживает дураков — фольклор) и игра слов (door — "дурак" и dooier — "яичный желток").

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

А теперь, собственно, вся соль работы ➡️ Брейгель объединил тут два сюжета: падение Ангелов (история про сатану и его заговор) и Апокалипсис (сказ про дракона):

"И была война на небесах, Михаил и его ангелы сражались против дракона. И дракон сражался с ангелами своими, и не одолевал их; и места их больше не было найдено на небесах. И великий дракон был изгнан, этот старый змей, называется дьяволом и сатаной, который обманывает весь мир: он был низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним".

(Апокалипсис 12:7)

Люцифер, к слову, тут изображен как раз драконом, с которым сражается архангел Михаил (его трудно разглядеть за этим бесконечным месивом фантастических тварей, которые известно где обитают — в чемоданчике Ньюта Саламандра 😂).

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

А теперь о делах мирских. То была эпоха владычества испанской короны в Нидерландах. В стране царил политический хаос – росла напряженность между католическими правителями страны и местными аристократами-протестантами.

Именно в 1562 году, год создания данного полотна, в стране окончательно сформировалась протестантская оппозиция против испанской короны, которая несколько позже приведет к Восьмидесятилетней войне (1568-1648), известной также как Нидерландская революция (по итогу сей бойни будут признаны независимыми Семь Соединенных Провинций — Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия).

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Иначе говоря, события 1562 года — это пролог долгой схватки между католиками и протестантами. Апокалипсис, потому что любая война — это Апокалипсис.

Глобальный смысл полотна — человечество, погрязшее во грехе, гордыни и жестокости обречено на погибель.

Но трактован этот Апокалипсис Брейгелем аки юмореска — на этот конец света можно смотреть, его можно пережить, и даже посмеяться. На то была воля заказчика, имя которого мы, увы, не знаем (напомню вам, что до эпохи импрессионизма все художники работали исключительно на заказ, а сами изображения строго регламентировались и утверждались заказчиком).

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

По мотивам этой картины у Тима Бертона вышло бы прелюбопытнейшее кино.

Полотно было призвано поражать и удивлять гостей владельца, да и разглядывать детали — сплошное удовольствие.

Нравоучительная Комедия-С.

источник

Ваш комментарий