«Первые христиане в Киеве», Василий Григорьевич Перов

«Первые христиане в Киеве», Василий Григорьевич Перов 1880 г. Холст, масло. Размер: 156 x 243 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Василий Григорьевич Перов считается основателем

1880 г. Холст, масло. Размер: 156 x 243 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Григорьевич Перов считается основателем критического реализма в русской живописи, а наиболее знаменитые его картины относятся к бытовому жанру. Однако на последнем этапе жизни, после пережитых разочарований, автор обращается к сюжетам другого плана. В конце 70-х готов XIX века автор обращается к евангельской тематике, которая прослеживается и в работе «Первые христиане в Киеве».
В основу картины были положены исторические события, хотя о жизни первых христиан в Киеве сохранилось немного сведений. Упоминание в летописи, что дружинники Аскольд и Дир приняли христианство после похода на Царьград в 866 году, дает основание полагать, что такие примеры не единичны. Из договора с греками 945 года известно, что среди киевских варягов было много христиан и в Киеве существовала церковь Святого Ильи. Кроме того, в 957 году крестилась княгиня Ольга. Однако известен случай приношения в жертву языческим богам в 983 году князем Владимиром, впоследствии крестившим Русь, двух варягов-христиан — Иоанна и его отца Федора.
В основе картины «Первые христиане в Киеве» лежит не сам исторический момент, а его интерпретация. На полотне изображены первые христиане, которые прибыли на территорию Древней Руси. Они не имели постоянного пристанища, и вынуждены были таиться в угрюмых пещерных лачугах.
Перову удалось передать психологическое состояние героев картины, переживание религиозных чувств. В этом плане он особенно обращает на себя внимание лицо человека, стоящего за священником. Его открытые глаза подняты вверх, взгляд внимателен.
Мистическое настроение создает световой контраст полотна, на котором и построена вся картина. Людей окружает таинственный сумрак. Источником цвета становятся как будто священные книги: одна расположена на столе перед образом, а второй свиток держат молодой человек с девушкой. В результате зрителю хорошо видны только наполненные искренней верой лица людей, которых писания и молитвы как будто вырывают из кромешного мрака.

.

Ваш комментарий