Перерождение человека), 1914–1915 Павел ФИЛОНОВ (1883—1941)
Холст, масло. 116,5 x 154
Картина, продолжающая развитие темы «Кому нечего терять», выражает состояние изменения сознания и менталитета интеллигенции после 9 января 1905 года.
«Перерождение интеллигента», картина тем более актуальная сегодня, когда часто говорят о том, что интеллигенция не понимает народа. На картине изображён человек (очевидно, интеллигент – он в шляпе), словно попадающий в зазеркалье, его начинает корчить и ломать, его образ множится. И вот, спустя несколько трансформаций, персонаж (интеллигент) снова становится статуарной фигурой. Однако за время мутаций облик его никакого изменения не претерпел – перед нами снова человек в шляпе. Ради чего была эта, напоминающая мясорубку мутация, ради чего было калейдоскопическое изменение, если ничего не поменялось В чём состоит «перерождение» интеллигента — художник, вероятно, не знает и сам. Он написал вихрь перекореживший человека, а ради чего это было – неизвестно.
Самый приём – изображение фигуры, распадающейся на многие иные фигуры – буквально схоже с приёмом, применённым Марселем Дюшаном в его программной вещи (Дюшан писал её несколько лет) «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Если сопоставить эти произведение (Дюшан закончил свою вещь годом раньше, в 1912) поражает идентичность высказывания– смысл картины только в одной: цельного образа бытия более не существует: по сути, написана антиикона.
Здесь сюжет ясен – в город входит крестьянин и в городе с ним происходит чудо. В покривившемся квартале, где дома словно рассыпанные кубики, этот крестьянин сперва превращается в горожанина, меняет платье, а затем его облик начинает троиться, перед нами уже три человека, с единым торсом, но бесчисленным множеством рук-ног – и с тремя головами. «Перерождение человека» – тот редкий холст, в котором у Филонова наличествует портретная живопись. Три головы странного мутанта похожи на Велимира Хлебникова, Маяковского и Кручёных.» (М. Кантор)
Человек оказывается игрушкой, частью каких-то властных сторонних сил, ломающих и кренящих дома, деформирующих все пространство города и обнаруживающих предельную шаткость и неустойчивость его существования в этом мире. Эти неизвестные силы вихрем закручивают изображенного в центре персонажа, расчленяя его фигуру. Герой кажется растерял себя во множестве быстро меняющихся, как в калейдоскопе, ликов. В отличие от равнодушно-любопытных домов, смотрящие на странное явление люди эмоциональны: кто-то сердит, кто-то насмешлив, а кто-то испуган. Сумеречное цветовое решение, где краски сгущаются в тревожном ожидании чего-то неведомого и оттого пугающего, подчеркивает напряженность момента, а унылая монохромность создает ощущение одиночества человека, его неприкаянности и страха перед грядущим.
«Прекрасный страдальческий Филонов, малоизвестный певец городского страдания», – так написал о художнике Велимир Хлебников. В картине «Перерождение человека», имеющей и второе авторское название: «Перерождение интеллигента», – тема деградации – перерождения личности под воздействием страшного, агрессивно наступающего на человека города звучит с предельной отчетливостью и безжалостностью. ( )