1882г. Холст, масло. Размер: 79×105 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В начале 1880-х творчество Маковского наполняется подлинным драматизмом. Во многих произведениях находит воплощение тема человеческого страдания и горя. Среди полотен, написанных в этот период — прекрасная жанровая картина «Оправданная», которую, по праву относят к числу лучших, созданных художником в годы расцвета.
Маковский блестяще строит композицию, разбивая ее на отдельные мизансцены, имеющие между собой логическую, психологическую и сюжетную внутреннюю связь. На лице молодой женщины видны следы перенесенных тяжелых душевных переживаний, незаслуженной обиды. Еще не сняв арестантского халата, она в зале суда горячо и нежно прижимает к себе ребенка. Горе и страдание вытеснены неудержимой радостью свидания с сыном, ощущением обретенной, наконец, свободы.
Вокруг близкие ей люди искренне радуются восторжествовавшей справедливости, особенно трогательна взирающая на нее с любовью пожилая пара. Как всегда,
Справа, в глубине, виден судейский чиновник, около которого стоят еще не успевшие уйти члены суда, ближе к зрителю, по всей вероятности, адвокат, защищавший подсудимую, слева, в темном проеме двери, угадываются фигуры стражников.
Потрясенный драматизмом картины Лев Толстой так описывает обстановку на суде и состояние женщины, которая ожидает решения своей участи:
«Присяжнымъ дали вопросы, и они вышли изъ суда въ свою комнату. Судьи тоже ушли пить чай въ свою комнату. Въ залѣ суда остались свидѣтели, публика, которой интересно послушать, и отецъ, мать, сестра подсудимой съ ея ребенкомъ на рукахъ, и – сама подсудимая за рѣшеткой. Надъ ней стоять два солдата, сама она въ арестантскомъ халатѣ. Мать, отецъ, ребенокъ смотрятъ на нее; но она сидитъ, опустивъ голову, и не взглядываетъ на нихъ.
Сейчасъ рѣшится ея судьба – поведутъ ее опять въ острогъ, гдѣ она будетъ ожидать весны, чтобъ отправиться въ Сибирь, – или выпустятъ… Но лучше не думать, не надѣяться, не глядѣть. Что какъ опять въ острогъ»
И сама женщина, и её родственники сильно нервничали, ребёнок звал маму и тянулся к ней. Ожидание приговора было невыносимым. Наконец, судьи и присяжные вышли, объявив подсудимой, что она невиновна.
«Подсудимая, – говорить предсѣдатель, называя ее по имени, – вы можете итти, вы свободны.
Она встала, какъ ей много приказывали вставать, и стоитъ и не понимаетъ. Но сестра поняла. Она рванулась, растолкала толпу и съ ребенкомъ на рукахъ бѣжитъ къ ней: «Къ мамѣ пойдемъ!» – «Къ мамѣ!» говорить и мальчикъ.
Подсудимой объяснили, что она можетъ идти. Она, шатаясь, сошла съ ступеней, и мальчикъ уже у нея на рукахъ и прижался къ ней.
Теперь она поняла.
И старички подошли, и плачутъ, и молятся, и не знаютъ, что сказать.
А въ судѣ идетъ своя работа: готовятъ обвинительный актъ и защиту. На мѣсто выпущенной матери сейчасъ ведутъ слѣдующихъ подсудимыхъ».