Лола Монтес. Бостон. 1851. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Лола Монтес. Бостон. 1851. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
То была середина 19 века на минуточку.
И вообще имела довольно бешеный нрав — легко, если не сказать с удовольствием, могла полезть в драку. И не расставалась с хлыстом, пуская его в ход каждый раз, когда кто-то осмеливался ей перечить.
Например, однажды, за критику в свой адрес, она публично отхлестала по щекам Генри Сикэмпа (того самого, кто "не бог весть что" про нее и ее "Танец паука" в газету написал).
Лола Монтес. Бостон. 1852. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Лола Монтес. Бостон. 1852. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Зовут ее Мария Долорес Элизабет Розанна Гилберт, но нам и всем привычнее называть ее просто — ЛОЛА МОНТЕС (1821-1861).
Псевдоним барышня придумала себе сама, а вместе с ним заодно и профессию испанской танцовщицы. Дело было так.
Лола родилась в Шотландии в приличной офицерской семье. Вскоре батюшка ее умер, мать повторно вышла замуж. Юную Марию Долорес, которая со сранья росла девочкой своенравной и вспыльчивой, отдали в школу-интернат, затем в пансион. Такой расклад не возбуждал амбиции 16-летней прелестницы и вскоре Мария Долорес оттуда сбежала. А потом вышла замуж за офицера Томаса Джеймса, уехала с ним в Индию, там завела роман на стороне, там же ушла от мужа и там же стала танцевать испанские танцы, выучила испанский язык и назвалась Лолой Монтес.
Йозеф Хейгель. Лола Монтес. Миниатюра. До 1837. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Йозеф Хейгель. Лола Монтес. Миниатюра. До 1837. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Жюль Лор. Портрет Лолы Монтес. 1845.Жюль Лор. Портрет Лолы Монтес. 1845.
И вернулась на острова уже как испанская танцовщица. Но в Англии у нее не срослось. Во-первых, танцевала она так себе. Во-вторых, в ней опознали соотечественницу, потому что, во-первых, танцевала она так себе.
Тогда барышня наша по-быстрому свалила с островов на материк, в Париж. И стала заниматься танцевальным эпатажем, хотя очень хочется сказать стриптизом, ибо для века 19-го оголить на сцене плечо или ножки равноценно снять с себя одежду и ноги раздвинуть (подвязки в зал она, к слову, тоже бросала). На то были свои причины — испанские танцы Лола любила, но они не любили ее. Тогда в ход пошел план Б — эксплуатировать свою невероятно привлекательную внешность. Но не абы как, а именно на сцене и именно следуя легенде.
И, конечно, такие непристойности не могли сойти ей с рук — полиция каждый раз была начеку, а Лола каждый раз выпускала своих демонов наружу. Склоки, конфликты и драки стали постоянными спутниками нашей дамочки, как и хлыст, которым она орудовала не хуже профессионального фехтовальщика (кажется, образ Миледи Дюма, с которым Лола не спала, а дружила, но это не точно, писал именно с нее).
Но то был Париж, богема-С.
Йозеф Карл Штилер. Лола Монтес. 1847. Дворец Нимфенбург. Мюнхен, Германия.Йозеф Карл Штилер. Лола Монтес. 1847. Дворец Нимфенбург. Мюнхен, Германия.
Потом случился Мюнхен, Людвиг Баварский и дворянский титул.
Лоле было где-то 24 года когда она решила попасть на аудиенцию к королю, ибо тот имел славу покровителя искусств, а ей как раз дирекция местного театра дала отворот/поворот. Момент их знакомства щедро оброс мифами (что тут сказать, благодатная почва для домыслов и фантазий).
Йозеф Карл Штилер. Король Людвиг I Баварский в коронационных регалиях. 1826. Новая пинакотека. Мюнхен, Германия.Йозеф Карл Штилер. Король Людвиг I Баварский в коронационных регалиях. 1826. Новая пинакотека. Мюнхен, Германия.
Итак, версия первая. Драматичная ➡️ в аудиенции Лоле было отказано, но она не сдавалась. Охрана пыталась выставить Лолу из дворца, но она сопротивлялась. Да так неистово, что на ней платье порвалось. Людвиг, конечно, стал свидетелем именно этой сцены.
Версия вторая. Страстная ➡️ король таки принял ее у себя, а во время беседы поинтересовался, носит ли Лола корсет или обладает такими дивными формами от природы. Барышня наша была дамочкой не робкого десятка и решительно сразу вспорола свое платье ножом для бумаг…
(в свете ее творческой деятельности не удивительно откуда ноги у мифов растут)
Лола Монтес на черно-белом портрете Антуана Самуэля Адама-Саломона. 1860.Лола Монтес на черно-белом портрете Антуана Самуэля Адама-Саломона. 1860.
"На самом деле" все было гораздо прозаичнее ➡️ путь Лолы к королю лежал через постель его адъютанта. Шах и мат 😂 (но и в этой версии сомневаются, поэтому кавычки — вы уж сами выбирайте какая больше по душе).
Итог был один: Лола стала выступать в придворном театре.
Уолтер Мэйсон. Лола Монтес. 1857. Национальная библиотека Австралии.Уолтер Мэйсон. Лола Монтес. 1857. Национальная библиотека Австралии.
А чуть позже, в 25 лет, обрела новый статус фаворитки короля (которому на тот момент было 60 годиков), солидное годовое содержание, титул (графиня фон Ландсфельд). Более того, Людвиг Баварский ее в завещание свое вписал. Вот что значит грамотно расставить приоритеты 😂
Руки с хлыстом у нашей дамочки были развязаны, как, впрочем, и ноги 🤭🤫 , но власть над королем от этого стала только расти и расти (студенты Мюнхенского университета были втянуты в скандал с новоиспеченной графиней — король приказал закрыть Мюнхенский университет на целый семестр / министры баварского правительства выступили против дарования Лоле титула и гражданства — король отправил их в отставку в полном составе).
Лола Монтес и Людвиг I Баварский. Книжная иллюстрация. 1850. Нью-Йоркская публичная библиотека.Лола Монтес и Людвиг I Баварский. Книжная иллюстрация. 1850. Нью-Йоркская публичная библиотека.
Но так уж вышло, что народные волнения, захлестнувшие Германию аккурат в это время, не миновали и Мюнхена, а ситуация с Лолой и ее неограниченными возможностями только подливала масла в огонь. Людвиг Баварский в спешке отрекся от престола, а наша прелестница бежала из страны. Говорят, покидая Мюнхен, она швырнула на землю недокуренную сигару (именно этот окурок по сей день с гордостью демонстрируется в одном из залов Мюнхенского городского музея — умели раньше, конечно, экспонаты выбирать, не то что сейчас 😂).
Свалила барышня максимально далеко от Старого света — в свет Новый, т.е в Америку. Там, она стала эксплуатировать не только свою внешность, но и свое скандальное прошлое — сделала шоу на Бродвее и обозвала его "Лола в Баварии". С шоу этим она поехала в Австралию.
Лола Монтес и вождь индейского племени. Филадельфия.Лола Монтес и вождь индейского племени. Филадельфия.
А еще там, в стране кенгуру, Лола и придумала тот самый скандальный "Танец паука", за отзыв про который Генри Сикэмп по щекам получил.
Суть акта, ибо танцем назвать я это ну никак не могу, такая: Лола в панике пытается избавиться от воображаемого паука, который якобы забрался ей под платье. Публика при этом наблюдает ее шикарные формы во всей красе и славе, иногда в бинокль, чтобы "лучше видеть тебя, дитя мое", ибо нижнее белье временами отсутствовало совсем.
Лола Монтес дерется с Генри Сикэмпом. Карикатура в Melbourne Punch. 1856. Государственная библиотека, Виктория, Австралия.Лола Монтес дерется с Генри Сикэмпом. Карикатура в Melbourne Punch. 1856. Государственная библиотека, Виктория, Австралия.
Ей было 36 лет, когда в ее жизни появился он — Чарльз Чонси Берр, к имени которого часто добавляют слово "преподобный", но был ли он взаправдашним священником или того хотела Лола история умалчивает.
Дело было в Нью-Йорке — бывшая "шальная императрица" переквалифицировалась в писательницы ("Анекдоты о любви" / "Искусство красоты, или Секреты женского туалета с советами джентльменам об искусстве очарования"), стала читать лекции о правах женщин в обществе, которые также вышли отдельной книгой, и положила свой любимый хлыст дома на полку. Не потому что демоны уснули, а потому что новую легенду себе сочинила — праведная христианка, супружница "преподобного".
Лола Монтес. Библиотека конгресса, Вашингтон.Лола Монтес. Библиотека конгресса, Вашингтон.
Лола Монтес. ок. 1858. Лола Монтес. ок. 1858.
Увы и ах, в мифе этом красавица прожила недолго — в 1861 году Лола Монтес умерла от воспаления легких, не дожив месяц до сорокалетия.