Франц Марк "Башня синих лошадей", 1913. Пропала в 1945.Франц Марк "Башня синих лошадей", 1913. Пропала в 1945.
"Он выглядел как житель гор с его необыкновенным ростом, широкими плечами, худым лицом, черными волосами, с его манерой размашисто шагать. В городе он казался столь массивным, столь несоответствующим. Его лучше было видеть среди гор, лугов и лесов. Там он был "дома". Всегда его сопровождала большая белая собака по имени Русси, которая походила на хозяина беспорядком внешнего вида, силой и некоторой треугольностью облика… Они чудесно дополняли и понимали друг друга. Черный говорил что-нибудь Белому ласковым голосом, и Белый кивал головою в ответ" (Кандинский).
С животными у него всегда складывалось много проще, чем с людьми.
ФРАНЦ МОРИЦ ВИЛЬГЕЛЬМ МАРК был настоящим романтиком по духу.
Экспрессионизм — это вообще очень проромантическое движение: унаследовав идеи эпохи романтизма (от Новалиса до Фридриха и Рунге), экспрессионисты стремились преобразовать человека и мир посредством своего искусства.
Да, они отразили стадии разложения и распада, как формы, так и духа. Но, по сути, остались утопическим миропониманием, нацеленным на идеальное преображение действительности — среди хаоса и остатка разрушенных форм и духовных ценностей экспрессионисты призывали к моральному обновлению человека.
Марк всегда пытался смотреть на мир глазами животного. Именно поэтому, сколько бы лошадей, лисичек, собак… ни написал художник, ни один толковый искусствовед не называл его "анималистом" — это всегда аллегория, та самая, от романтизма.
Франц Марк "Лисицы", 1913. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф.Франц Марк "Лисицы", 1913. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф.
За одним единственным исключением: искусство экспрессионизма — это не инобытие романтической мечты, а преображенная эмоциями и страстями реальность, полная сложных драматических коллизий. Мир экспрессионизма представлен не привычными и понятными образами, а отчужденными и противоречивыми, увиденными как бы впервые.
В семье Марка все было очень серьезно: отец — юрист, мать — кальвинистка, старший брат Пауль — ученый, который исследовал Византию. Вот и юный будущий художник избрал себе путь теолога и философа. Избрал, но после срочной службы в армии, неожиданно и твердо решил стать художником (причины столь резкого поворота Марка в сторону творческой деятельности, до сих пор не ясны).
Мне сразу вспоминается смешная шутка, которая, конечно, остается шуткой и здесь: "Если вы хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит — идите в искусство".
А для изучения натуры и упражнений в рисунке — в зоопарк. Ну это если следовать путем Марка, настольной книгой которого стала "Жизнь животных" Брема.
Франц Марк "Синяя лошадь", 1911. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.Франц Марк "Синяя лошадь", 1911. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.
Франц Марк "Синий конь", 1911. Художественный музей Берна, Берн.Франц Марк "Синий конь", 1911. Художественный музей Берна, Берн.
И, следуя корням (имеется ввиду чисто немецкий маркер, идущий еще от Кранаха и Грюневальда, — до болезненности эстетизировать все некрасивое и уродливое, а также совершенно четко стремиться к образной содержательности), Марк страстно желал выражать СУТЬ ЯВЛЕНИЙ, а не изображать их внешнее подобие (впрочем, все, что сказано выше, абсолютно справедливо по отношению ко всему экспрессионизму).
Что я хочу сказать? Работы Марка есть колористические метафоры страстей и страданий. Художник сливает формы пейзажа и животных в единое, органическое, нераздельное целое — только у животного мира осталась связь с природой.
Дело в том, что начало ХХ столетия — это время переживания духовной катастрофы. Нравственность падает, официальные моральные установки порабощают личность, в миру властвуют машины и техника. Художники тоскуют по утраченной гармонии и ищут глубинного контакта с природой, стремятся обрести вновь разрушенные связи (поэтому и так много пейзажа в багаже экспрессионизма).
Марк бежал от этого несовершенного человеческого мира в мир животных, идеализируя его. Животным неведомы людские пороки, да и убивают они друг друга исключительно пропитания ради.
Франц Марк "Мифические животные", 1913. Частное собрание.Франц Марк "Мифические животные", 1913. Частное собрание.
Франц Марк "Газели", 1914. Частное собрание.Франц Марк "Газели", 1914. Частное собрание.
Но мир этот оказался до щемящий боли в груди хрупок и нестабилен — разрушенные формы; ломаные, острые как рапира, линии; автономная сила цвета.
А потом случился 1914 год. Марк пошел добровольцем на фронт, потому что искренне верил в идею глобального обновления и очищения Европы (имеются ввиду все те же, канувшие в лету, связи с природой).
Друзья не разделяют его мечтаний — Пауль Клее презирал даже его военный мундир, а Кандинский вынужден был уехать в Россию. Более того, на фронте уже погиб Август Макке и обессмыслил своей смертью любые доводы в пользу войны.
Вскоре прозрение пришло к Марку, на фронте, когда трупный запах стал просто невыносим.
Незадолго до его военных опытов художник отошел от предмета и обратился к абстракции — он предвосхищает ту катастрофу, что вскоре случиться (экспрессионисты в этом плане все пророки). Его "Борьба форм" (1914) — это борьба света и тьмы, символический иероглиф событий, что совсем скоро произойдут. А в "Тироле" (1914) уже все случилось — зловещие черные ветки деревьев, словно косы смерти, разрушают мир до основания.
Немецкое правительство в 1916 году подготовило список важных для страны художников, которых следовало освободить от военной службы. Франц Марк был в списке, но так и не узнал об этом. Его смертельно ранили в сражении под Верденом — одном из самых кровавых за всю историю Первой мировой войны. Тогда обе стороны потеряли около миллиона человек.
Ему было 36 лет.
Еще в 1911 году Кандинский и Марк создали арт-объединение "Синий всадник", потому что оба любили синий, религиозную мистику и философию (связь с Георгием Победоносцем).
""Синий всадник" — это мы оба, я и Марк" — сказал позже Кандинский и после войны не стал возрождать группу. Без Марка.