Альбрехт Альтдорфер "Святой Георгий в лесу", 1510. Старая Пинакотека, Мюнхен.Альбрехт Альтдорфер "Святой Георгий в лесу", 1510. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Он — это Святой Георгий, который Победоносец. Неожиданно, правда?
Это Северное Возрождение, а, значит, мы всегда найдем что-нибудь эдакое. 😅 Северный ренессанс — он такой: еще очень средневековый и при этом прогрессивно-гуманистический.
А создал этого бравого рыцаря (средневековая куртуазная культура — один из центральных маркеров немецкого искусства эпох кватроченто и чинквеченто) гений АЛЬБРЕХТА АЛЬТДОРФЕРА.
На самом деле то, что тут вместо дракона жаба, дело не столь удивительное. Жаба также есть порождение дьявола (вспоминаем египетские казни), более того, она очень и очень похожа на дракона — такой жаба-дракон или дракон-жаба.
Альбрехт Альтдорфер "Святой Георгий в лесу", 1510. Старая Пинакотека, Мюнхен. ФрагментАльбрехт Альтдорфер "Святой Георгий в лесу", 1510. Старая Пинакотека, Мюнхен. Фрагмент
Но все-таки, думается, в первую очередь жаба. Символ этот много шире и включает в себя аллюзии на колдовство, ведьм, черную магию и еретиков. В общем, на все то, что зло и идет от лукавого.
Помните? Художник — всегда отражение своей эпохи. А что такое начало XVI века для Германии? Это инквизиция, повальное распространение ереси, первая в Европе революция против феодализма (в первую очередь, против церкви), которая в 1517 году приведет к Реформации (а Реформация послужит толчком к повсеместным волнениям в стране и Великой крестьянской войне 1525 года).
Поэтому тут будет, конечно, жаба (дракон в этом плане символ ущербный, не раскрывающий столь объемно все то, что может рассказать нам жаба), но жаба, замаскированная, которая хочет казаться драконом. Потому что Альтдорфер все-таки не Босх и в алхимии замешан не был.
Здесь интересно другое — лес. Такой могучий, полный жизненной энергии и внутреннего динамизма. Лес, который "пожирает" этого лихого рыцаря на белом коне. Лес, который и есть главный герой этот эпопеи.
Альбрехт Альтдорфер "Святой Георгий в лесу", 1510. Старая Пинакотека, Мюнхен.Альбрехт Альтдорфер "Святой Георгий в лесу", 1510. Старая Пинакотека, Мюнхен.
И лес этот сказочный, мистический. Это чаща, в которой тонет всадник — заросли трав и кустарников, густые своды древесных ветвей. И именно в этом лесу живет она — жаба-дракон. Даже не живет, она здесь властвует.
Посмотрите КАК грамотно Альтдорфер подчеркивает их природную, неразрывную связь — колористически они абсолютно едины.
Дело в том, что культура времен Кранаха и Альтдорфера к лесу относилась с подозрением.
Многие художники изображали битву Св. Георгия с драконом именно в лесу, где властвует дракон, где он хозяин, потому что для человека XVI столетия лес — такая вот таинственная и страшная среда, подвластная именно этому диковинному существу. Более того, гуманизм ко времени создания полотна дошел и до Германии, поселив в лес многих античных персонажей, типа наяд и сатиров.
Т.е лес в представлении немецкой культуры XVI века был довольно густо населен персонажами, враждебными человеку. В том числе и всякими дикими людьми, которые отличались жестокостью и агрессивностью — это потомки Каина, которые не смогли смыть с себя печать каиного греха и поэтому не смогли прикоснуться к цивилизации.
Именно поэтому, несмотря на то, что Альтдорфер изображает лес пустым, в том КАК он это делает подразумевается, что там, внутри этой мрачновато-таинственной зелени, кто-то обитает и это далеко не радужные бабочки или добрые феи.
Окей, гугл. Но тут сплошной лес — рыцаря с жабо-драконом вообще трудно приметить сходу.
Да, потому что для Альтдорфера сюжет — лишь предлог писать природу. Это ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА живописи, в рамках которой были созданы первые в истории мирового искусства чистые пейзажи. И создал их Альтдорфер — 15 чистых природных видов (девять офортов, четыре гуаши, одна из которых утрачена, и две картины).
Центральной фигурой школы является Альтдорфер, а ее основателями — Лукас Кранах Старший, Йорг Брей Старший и Рюланд Фрюауф Младший. Эти троя не создали чистых природных видов, в отличие от того же Альтдорфера, но именно они первыми стали изображать природу, как равноправную по отношению к человеку (а не вторичную или в отрыве от него, когда природа есть только фиксация примет быта и реальности).
В понимании немецкого пейзажа, не только времен Альтдорфера, но и вообще, важны три момента (их намного больше, анимизм, например, или народная фантастика, но те, что ниже — главные):
1️⃣ пантеизм — про повсеместное присутствие Бога в мире, когда религиозное благоговение открывается именно через природные формы (он, Бог, кстати, там, на дальнем плане — та гора на горизонте, подсвеченная солнечным заревом, как луч света в темном царстве. И именно Бог, который есть гора, созвучен рыцарю, образует с ним диагональ — так происходит благословение героя);
2️⃣ натурфилософия, когда Бог есть живой организм Вселенной (необходимо помнить, что для германца до сих пор Бог есть каратель, который сурово наказывает за грехи — тот самый ветхозаветный Бог, а не всепрощающий Христос, добрый и милосердный);
3️⃣ взгляды врача и алхимика Парацельса (Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, это если кто хочет дикцию подправить😂). Суть учения в трех словах: Макрокосмос (Вселенная, природа) едины с Микрокосмосом (человеком). Все то, что существует и происходит во Вселенной, в Макрокосме, существует и может происходить в человеке — в Микрокосме.
Поэтому лес Альтдорфера поглощает/рождает юношу и жабу-дракона и именно поэтому его, леса, так много, а их, тварей небесных — так мало.
Ну а вот его чистый природный вид — сказка, рыцарство, натурфилософия и пантеизм. Микрокосмос, который есть Макрокосмос и наоборот.
Альбрехт Альтдорфер "Дунайский пейзаж близ Регенсбурга", 1528. Старая Пинакотека, Мюнхен.Альбрехт Альтдорфер "Дунайский пейзаж близ Регенсбурга", 1528. Старая Пинакотека, Мюнхен.