Христоф Амбергер. Маттеус Шварц, 1542 год. Национальный Музей Тиссена-Борнемисы, Испания.Христоф Амбергер. Маттеус Шварц, 1542 год. Национальный Музей Тиссена-Борнемисы, Испания.
Неожиданно?
Прошу любить и жаловать — МАТТЕУС ШВАРЦ.
Жители Аугсбурга, где жил наш товарищ, даже придумали ему прозвище — Der Kleidernarr (Помешанный на одежде).
В 1520 году Шварц задумал книжку написать. Да не банальную биографию (ее он тоже, конечно напишет, но она не сохранилась), а костюмный дневник.
Книга была названа "Klaidungsbüchlin", что в переводе означает "Костюмная книжечка" (оригинал хранится в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге, а две современные копии — в национальных библиотеках Парижа и Ганновера).
Это весьма крошечная по размерам рукопись, всего 10 на 16 см, но очень толстая — 139 плотных листов, 137 из которых представляют господина Шварца в самых разнообразных костюмах и жизненных обстоятельствах начиная с 20 февраля 1497 года, когда он появился на свет, и заканчивая 14 сентября 1560 года, днем смерти его работодателя банкира Антона Фуггера, торговый дом которого был одним из богатейших в Германии (после смерти Шварца его "книгу моды" передавали в семье из поколения в поколение; во время Второй мировой войны часть рисунков была утрачена, и есть версия, что их должно быть не 137, как сейчас, а 300 листов).
Сегодня эта история не была бы столь интересна. Наш шмоточник банально вел бы модный блог в инстаграм и обзывался бы фешн-блогером. В руках его красовалась бы камера последнего айфона и он, скорее всего, был бы весьма пикантным мужчиной — по мейнстриму времени женился бы на своем друге сердце.
Впрочем, последнее было весьма вероятно и в 16 веке, только без женитьбы, конечно. Дело в том, что Шварц пригласил к участию в проекте своего давнего знакомого — молодого аугсбургского художника Нарцисса Реннера. В их крепкой мужской дружбе (тандем существовал 40 лет!) многие исследователи видят не только творческий, но и любовный союз (это неточно, но очень реально; и да, женат он был и дети тоже были).
Работали они так: Шварц выбирал какое-нибудь событие из жизни, описывал (если это были воспоминания) или показывал (недавнее прошлое и настоящее) соответствующий наряд, Реннер зарисовывал, потом под строгим контролем идеолога этой авантюры создавал образ в красках, а после Шварц дополнял изображение своими комментариями (ставил дату и скрупулезно фиксировал все — цвет и ткань наряда, свой возраст с точным количеством прожитых дней!).
Надо отдать должное нашему маниакальному любителю принарядиться (и похвастаться) — он, неожиданно для себя, создал настоящий фолиант по истории костюма 15-16 веков, ибо все самое новое из области стиля и роскоши тут же оказывалось в бездонном гардеробе Шварца, на нем самом (он, к слову, держал слугу, обязанностью которого было одевать его) и обязательно в его дневнике.
Чтобы вы понимали: Шварц тратил массу денег на свои "луки". Примерно до 30 лет его ежемесячный доход на современные деньги составлял 3 тысячи евро — на одежду у него уходила треть. В зрелом возрасте доход был 8-10 тысяч евро, и траты на одежду в процентном отношении оставались теми же — около 30%.
В книге отлично видно как пышная мода итальянского Возрождения, с ее с любовью к цвету и дорогой фактуре, постепенно уходила во мрак, т.е в черный цвет — время фанатичных лютеран, испанских инквизиторов и расчетливых венецианских дельцов, любивших черный цвет из-за его дороговизны и одновременно практичности. И корень зла, т.е причина этого ухода от пестроты связана не столько с религиозными подводными камнями, сколько именно с венецианскими торговцами, которым было выгодно продавать именно черные ткани — простая коммерция-с.
В деньгах друг наш не нуждался, но дворянином не был. Поэтому наряды ему приходилось адаптировать под свой социальный статус (в те времена существовал свод законов — что можно, а что нельзя носить обычному, пусть даже богатому, буржуа). И вот вам еще один уникальный в своем роде момент — рукопись эта ярко демонстрирует, что стильно, модно, молодежно в те времена могли выглядеть не только элегантные особы голубых кровей, но и так называемые представители "среднего класса" (главное, выглядеть не дороже работодателя 😂).
В книге есть все типы костюмов — от детских распашонок до траурных одеяний и забавных нарядов для рыцарских турниров. А когда однажды Шварцу предложили три испанские рубашки, он не смог выбрать одну (хотя и жаловался на их дороговизну) и купил все три. Купленные вышитые рубашки были так хороши, что наш дружочек попросил Реннера изобразить их все три в своей костюмной летописи (Шварц ужасно гордился своим вкусом и чувством стиля, и решительно никак с этим своим грешком не боролся).
А еще он обладал очень проницательной и оригинальной фантазией. Например, когда в его родном Аугсбурге были запрещены гульфики, он стал наносить рисунки на рейтузы в область паха — стилизованные члены.
В его дневнике имеется даже один листок, где он голый! Правда, сам господин модник считал иначе — по его мысли это был новый костюм, костюм Адама (ему 29 лет, он набрал лишний вес и решился сесть на диету).