ОДИЛОН РЕДОН (Бертран-Жан Редон) встал на путь цвета и света, когда ему было 50 лет.

ОДИЛОН РЕДОН (Бертран-Жан Редон) встал на путь цвета и света, когда ему было 50 лет.

Одилон Редон "Друидесса", 1893. Частная коллекция.Одилон Редон "Друидесса", 1893. Частная коллекция.

ОДИЛОН РЕДОН (Бертран-Жан Редон) встал на путь цвета и света, когда ему было 50 лет (до этого момента в его творчестве царили уголь и литография), а имя его навсегда связано с символизмом. Даже, я бы сказала, с символизмом, который находится на зыбкой грани с сюрреализмом и абстракцией.

В своей пастеле "Ружеро и Анжелика" (1910) Редон обращается к одному эпизоду из рыцарского романа XVI века "Неистовый Роланд" Лудовико Ариосто: рыцарь сэр Ружеро мчится на своем гиппогрифе (полу ореле, полу лошади) спасти дочь правителя Китая Анжелику от Орка — морского чудовища, пожирающего дев. Пока она, полностью нагая, была прикована к скале, он ослепляет монстра волшебным щитом, освобождает принцессу от оков и надевает ей на палец ее же магическое кольцо, защищающее от колдовских чар, ранее у нее же украденное.

ОДИЛОН РЕДОН (Бертран-Жан Редон) встал на путь цвета и света, когда ему было 50 лет.

Одилон Редон "Ружеро и Анджелика", ок. 1910 (бумага, пастель). Нью-Йорк, Музей Современного искусства, собрание Лилли П. Блисс.Одилон Редон "Ружеро и Анджелика", ок. 1910 (бумага, пастель). Нью-Йорк, Музей Современного искусства, собрание Лилли П. Блисс.

Да, этот эпизод очень похож на легенду о Персее и Андромеде, правда, в отличие от античного мифа, где герои поженились и жили долго и счастливо, здесь Анжелика после счастливого спасения покидает остров вместе с Руджеро, но не отвечает на его чувства.

В общем-то для Редона совсем неважна и не интересна сама история — она лишь задает общую тональность работе.

СЛОВО ВЫТЕСНЕНО ИЗ ПРОСТРАНСТВА ЖИВОПИСИ, СЮЖЕТ ЛИШИЛСЯ ГЛАВНЫХ АКЦЕНТОВ — наступила тишина и созерцание.

История словно растаяла в неясных очертаниях крохотных фигур, в условных природных фрагментах без четкой пространственной ориентации и пространственно-логического построения планов.

Для Редона немыслима узость повествовательных рамок — художник ЛИШАЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОПОРЫ НА АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ, иконографического или атрибутивного плана, с населяющими европейскую культурную вселенную аллегориями, символами, эмблематическими образами (это делает понимание его работ весьма проблематичным, даже невозможным).

В юности Одилон Редон часто наблюдал за облаками, плывущими по небу в окрестностях Бордо, где он рос. Формы этих облаков навевали юноше самые фантастические видения, которые он впоследствии воплощал в своих работах.

"Мои рисунки предназначены для того, чтобы рождать предположения, а не четкие определения. Подобно музыке, они уносят в мир неопределенности."

Для Редона идея освобождения живописи от литературных элементов в первую очередь связана с ЦВЕТОСВЕТОВОЙ СТИХИЕЙ.

ОДИЛОН РЕДОН (Бертран-Жан Редон) встал на путь цвета и света, когда ему было 50 лет.

Одилон Редон "Ружеро и Анджелика", ок. 1910 (бумага, пастель). Нью-Йорк, Музей Современного искусства, собрание Лилли П. Блисс. ФрагментОдилон Редон "Ружеро и Анджелика", ок. 1910 (бумага, пастель). Нью-Йорк, Музей Современного искусства, собрание Лилли П. Блисс. Фрагмент

Крохотные фигурки проникли в цветовые и световые массы, растворились в пространстве некой красочно-декоративной субстанции — здесь и про медитативную функцию цвета, и про чистый эстетизм, даже в какой-то степени про "чистую" живопись, ибо несмотря на буйство красок и зловещее пламя огня, исторгаемое морским чудовищем — это почти абстракция, почти музыка на бумаге.

ОДИЛОН РЕДОН (Бертран-Жан Редон) встал на путь цвета и света, когда ему было 50 лет.

Одилон Редон "Ружеро и Анджелика", ок. 1910 (бумага, пастель). Нью-Йорк, Музей Современного искусства, собрание Лилли П. Блисс. ФрагментОдилон Редон "Ружеро и Анджелика", ок. 1910 (бумага, пастель). Нью-Йорк, Музей Современного искусства, собрание Лилли П. Блисс. Фрагмент

По мыли Редона подлинное произведение искусства не может строиться на литературной или философской идее, которая неизбежно превращает его в свою иллюстрацию. "Где граница литературной идеи в живописи? — Это очевидно. Литературная идея возникает каждый раз там, где отсутствует пластическое воображение" (из дневника художника)

"Я позволил своему воображению вести мою руку по бумаге, однако управлял и руководил им, этим воображением, подчиняя художественным законам, с тем, чтобы донести до зрителя — во всей полноте и увлекательности — ту неопределенность, которая лежит за пределами человеческого разума" (из дневника художника).

источник

Ваш комментарий