«Новоселье

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Последняя крупная работа художника. Картина со сложным и неоднозначным сюжетом получила широкую известность.
Петров-Водкин получил задание — подготовить работу о Гражданской войне к Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма», в которой необходимо было правдиво отразить яркий эпизод классовой борьбы в молодой советской стране. Художник решил обратиться к «жилищному вопросу» начала 1920-х годов, когда в дворянские особняки массово заселял рабочий класс. Основой сюжета должно было стать выселение из квартиры состоятельной семьи, которая не принимает советскую власть.
Уже во время работу художник столкнулся с трудностями. Петров-Водкин признавался, что не смог передать отрицательные явления: «Я сделал из этого всего „Новоселье“! Те — чужие — уже выселены. Я сжульничал!». При этом обстановка комнаты, изображённая на первоначальном эскизе, осталась практически без изменений: шкаф, картины на стенах, два окна и зеркало, печка с длинной трубой, кресло, стулья и табуретки. Комнату, однако, заполняют не представители старого общества, а новые хозяева — представители рабочего класса.
Художник намеренно изображает людей гротескно — они похожи друг на друга и тем самым создают впечатление современного обезличенного «типажа».
Картина, посвящённая проблеме выселения и заселения людей в 1920-е годы и содержащая революционный пафос, в период репрессий 1930-х годов могла трактоваться совершенно по-иному. Арестовывали и выселяли в то время и тех, кто ранее был заселён во дворцы и особняки.
Картина К. С. Петрова-Водкина, формально соответствовавшая теме выставки, могла быть истолкована — если не самим художником, то посетителями выставки — в соотнесении с проводимыми репрессиями. Недаром произведение вызвало сомнения у членов жюри выставки «Индустрия социализма» и картина не была принята.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

«Новоселье Рабочий Петроград)», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1937 г. Холст, масло. Размер: 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоследняя крупная работа художника.

.

Ваш комментарий