В XIX веке первые фотографы быстро столкнулись со странностями. Из-за долгой выдержки, бликов, зеркал, огрехов техники и даже просто грязи можно было запечатлеть нечто «необъяснимое». Когда люди покидали кадр слишком рано, они зачастую оставляли этакий фантомный след. Порядочные фотографы делали новый снимок. А вот непорядочные быстро смекнули, как на всём этом заработать.
Фото (здесь и далее): общественное достояние. Фото (здесь и далее): общественное достояние.
Я не большой знаток искусства фотографии, поэтому не стану вдаваться в технические подробности. Лучше я расскажу, как в 1862 году гравировщик Уильям Мамлер сделал селфи, на котором после проявки увидел очертания двоюродного брата, которого не стало 12 лет назад. Снимок попал в газеты и стал настоящей сенсацией. А сам Мамлер, недолго думая, открыл собственное ателье и начал работать, как фотомедиум.
С помощью двойной экспозиции и совмещая пластины со снимками разных людей, мошенник научился делать так, что за спиной его клиента или клиентки появлялся «дух». Иногда и не один. Сам фотограф был прекрасным актером. Он сразу заявлял тем, кто к нему приходил, что никакой результат гарантировать не может и не знает, почему вселенная наделила его столь редким даром. Когда же на снимке «вдруг» объявлялся призрак, Мамлер удивлялся громче всех.
Дальше нужно было просто убедить клиента, что дух – его близкий. Благо, фотографии получались не особо четкими. Если человек не узнавал призрака, Мамлер просил повспоминать дальнюю родню. Кто-нибудь обязательно приходил на ум. В конце концов, да кто там помнит, носила ли в свое время бабушка пучок на голове?! Вроде бы носила.
Фото справа – один из самых известных кадров Мамлера. Это – вдова Авраама Линкольна с… собственно, с мужем. Фото справа – один из самых известных кадров Мамлера. Это – вдова Авраама Линкольна с… собственно, с мужем.
За такие снимки шарлатан брал большие деньги. Многие безоговорочно ему верили. Даже хорошо образованные люди. Например, фотомедиумов защищал автор «Шерлока Холмса» сэр Артур Конан-Дойл. Но проколы все равно случались и нередко. Однажды Мамлер сфотографировал даму с духом пропавшего без вести мужа, а тот взял и вернулся домой. В другой раз в призраке узнали чью-то знакомую, живую и в добром здравии.
Уильяма Мамлера разоблачили и судили в 1869 году. Но оправдали – суд заявил, что технологии постоянно развиваются и то, что 100 лет назад посчитали бы колдовством, сегодня не вызывает удивления. Так что кто знает, насколько раздвинутся границы познания ещё через век.
Фотографии с призраками стали делать многие. Некоторые компании даже запустили серийное производство. Они не утверждали, что их кадры реальные. Это были просто занятные страшилки на потребу публики – как сегодня фильмы-хорроры про чужих, говорящих кукол и тому подобное. Фотографии духов даже удалось сделать объемными – их смотрели при помощи стереоскопов, бинокулярных оптических приборов.
Сцена, снятая с двух разных точек, при рассматривании полученной стереопары кажется трехмерной. Стереоскопы были телевизорами XIX века. Зрителям предлагали любые сюжеты: виды природы, юмористические зарисовки и ужастики. Впрочем, постепенно мода на всё это пошла на спад.