1896г. Картон, акварель. Государственная Третьяковская галерея
Музой для Врубеля всегда была его возлюбленная и жена Нина Забела. На многих картинах художника мы узнаем ее неправильный вытянутый овал лица, большие глаза и тонкие чувственные руки.
Но на полотне зрителю представлено, вне всякого сомнения, фантастическое создание.
Рыжая шевелюра, большие зеленые глаза, в которых можно утонуть — все в образе музы притягательно и желанно. Изумруды огромных глаз, рыжая буря вьющихся волос, уходящих за край полотна, одновременно завораживают и вызывают настороженность, будто это неземное существо знает какую-то важную тайну. Но детально прорисованное красивое платье, нервные длинные пальцы и подлокотник старого кресла выдает в ней ранимое земное происхождение, а бледный антураж затихающей осенней природы подчеркивает мучительность поисков настоящего художника, мимолетность бытия и непобедимую вечность красоты и искусства.
Тонкие нервные пальцы героини выдают ранимость и творческое начало. Осенний антураж работы подчеркивает некую трагичность самого творчества, обрекающего человека на постоянные мучения и поиски самого себя. Все свои самые потаенные желания и мечты автор предоставил на суд зрителя.