1916г. Холст, масло . Размер: 154,5×117 см.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
«Мужчина и женщина» — одна из многих интерпретаций библейских и евангельских сюжетов в творчестве П. Филонова. Этот мотив многократно повторяется художником, правда, чаще в графике. Композиция В собрании Государственного Русского музея есть картина, написанная Филлоновым маслом на холсте. Сегодня мы представляем небольшую акварель с таким же названием.
Мужчина и женщина на нейе изображены с преувеличенным гротеском, апокалиптический характер образов очевиден. Полотно агрессивно по колориту и манере исполнения. Современные Адам и Евы у П. Филонова – воплощение растленного духа цивилизации ХХ века. Единству и гармонии в его образах противостоит деструктивность. Не известно, когда в душе художника родилось резкое недоверие к жизни, но ему предначертано было видеть двойственную природу всех явлений, когда красоте сопутствует безобразие, добру — зло, а жизни — смерть.
По воспоминаниям Олега Покровского, ученика Павла Филонова, художник начал писать еще до «праздника царей» работал полгода и закончил с опозданием. На «празднике царей» в центре изображены три фигуры, одна из которых-женская. Разве это не та троица, которую мы видим в верхней части этой картины в трех фигурах, изображенных на некотором подобии престолов А короли не оставляют ничего внизу картины, среди извозчиков, чужаков и простолюдинов Возглавить шествие Господа явно важно, хотя никакой разницы с судьбой, основанной на посохе странника, их важность не обеспечена, в небытие уходят все. Пространственное чувство времени — одна из особенностей аналитического искусства, «изобретенная» Павлом Филоновым