Кадры из фильмаКадры из фильма
…изломов и косых линий, бесконечных винтовых лестниц, зигзагообразных переулков, извивающихся дорог, тусклых фонарей и накренившихся домов, готовых вот-вот обрушиться на снующих героев, с причудливыми каббалистическими узорами на них.
"КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ" (1920) Роберта Вине — это экспрессионизм в кино, это эмблема немецкого кинематографа 1920-х годов, это такой, условно говоря, киношный лабиринт из символов, метафор и неожиданных прозрений, и это мой самый любимый немой фильм, который, как мне кажется, до сих пор производит сильнейшее впечатление.
Спасибо ВИЛЛИ ХАМАЙСТЕРУ (оператору, впервые применившему искаженные планы, съемку под самыми причудливыми углами и искусственное освещение) и ребятам из группы Der Sturm — художникам-экспрессионистам ГЕРМАНУ ВАРМУ, ВАЛЬТЕРУ РЕРИГУ и ВАЛЬТЕРУ РАЙМАНУ (новаторская идея о том, что фильмы должны смотреться как ожившие рисунки — это именно их рук дело).
Кадры из фильмаКадры из фильма
Вот в чем соль экспрессионизма? Именно в этой резко-угловатой форме, в нервности и неровности мазка (если мы говорим о живописи), в гротескности мимики и жестов, наконец, в маниакальной (временами доходящая до экстаза) деформации материи, которая есть не что иное, как СИНОНИМ ДУШЕВНОГО СПАЗМА (то было предвоенное, если мы говорим именно об экспрессионизме как художественном течении, и межвоенное, если речь идет конкретно о фильме, время, когда все старые скрижали были уничтожены, а за новыми Моисей еще не сходил).
Сохранившие связь с предметным миром, экспрессионисты устремлены внутрь человека, внутрь его сознания (его и личного, своего тоже, ибо экспрессионистическая картинка — это всегда про конкретное переживание художника).
Поэтому ЭМОЦИЯ у них всегда СТОИТ НАД видимым. Отсюда страх, боль, отчаяние (тринога экспрессионизма) реализуется в цветовых диссонансах, в судорожных линиях и травмированных формах.
Кадры из фильмаКадры из фильма
Кадры из фильмаКадры из фильма
Декорации помещений не просто собственноручно делались художниками, но многие и вовсе были просто НАРИСОВАНЫ НА СТЕНАХ.
Энтони Видлер, один из главных теоретиков современной архитектуры, считает, что архитектура кино после появления "Кабинета доктора Калигари" перестала быть беспомощным фоном: "Окружающий мир больше не окружает, он создает эмоции в фильме и включается в зрительский опыт как данность".
Целью киноленты, не режиссера, ибо Вине попал в картину случайно (изначально сценарий был весьма прозаичный и лобовой на метафоры, потом пригласили Фрица Ланга, того самого, кто "Метрополис" снял, он то и перекроил сценарий, но фильм снимать не стал, у него там другой проект был, так Вине и сделался режиссером это ленты), стала идея создать с помощью визуальных средств на экране ощущение внутреннего хаоса, безумия, передать измененное состояние человеческой психики. Лучше экспрессионизма с этой задачей справился бы…никто 😁
Кадры из фильмаКадры из фильма
Кадры из фильмаКадры из фильма
Ибо именно экспрессионизм, отразивший в искусстве стадии разложения, распада как формы, так и духа, по сути, есть миропонимание утопическое — среди хаоса и остатков разрушенных форм и духовных ценностей он призывает к моральному обновлению человека, т.е спешит указать на все язвы, в надежде вовремя от этих язв избавится.
Кинолента начинается с кадров в психиатрической лечебнице в каком-то там году, в каком-то вымышленном городке где-то на севере Германии — никакой конкретики, потому что тут не может быть никакого реализма, только вневременье или завременье, ибо мы погружаемся в безумный мир искалеченного человеческого сознания.
Кадры из фильмаКадры из фильма
На экране беседуют двое мужчин, один из которых рассказывает своему собеседнику приключившуюся с ним историю… На ярмарке в центре города доктор Калигари (Вернер Краус) устраивает необычное представление — демонстрирует публике настоящего сомнабулу Чезаре (Конрад Фейдт), который обладает уникальным даром предсказывать будущее. Сам доктор предстает в образе полусумасшедшего профессора в очках и кажется эдаким Фаустом, сумевшим таки проникнуть в таинственные глубины мироздания. Его марионетка-сомнамбула выходит на свет из вертикально стоящего посреди помоста гроба, неуверенно пошатываясь…
Тема балагана, ярмарки — это про народный коллективный театр, где теряются привычные рамки мира реального и иллюзорного, где в один момент можно застрелить игрушечным деревянным пистолетом или отсечь голову игрушечным деревянным топором.
Кадры из фильмаКадры из фильма
Кадры из фильмаКадры из фильма
Доктор Калигари становится тем самым тотально злобным гением, который орудует не сам, но при помощи своего сомнамбулы со сверхчеловеческими возможностями (без Ницше в 20 веке никуда) ➡️ между строк читаем: безумная власть, которая ввергает народ в хаос, т.е в пучину всевозможных бедствий, убивает бога и сама становится новым богом, превращает человеческую личность в механизм, унифицирует индивидуальность, стирает представления о морали и нравственности, ну и далее по списку.
Зигфрид Кракауэр, теоретик немецкого кинематографа 1920-х, сделал очень точное, на мой взгляд, сравнение: "Калигари — своеобразный предшественник Гитлера, потому что пускает в ход гипнотическую власть для полного подчинения пациента своей воле. Его методы — целью и содержанием — предвосхищают те опыты с народной душой, которые первым провел Гитлер в гигантском масштабе".
Кадры из фильмаКадры из фильма
Кадры из фильмаКадры из фильма
"Кабинет доктора Калигари" — это такой крик без звука, далекий от истерического вопля (потому что апокалипсис превращен тут в знак, что-то типа знака дорожного, который всеми считывается по щелчку пальца, но вовсе не обязан быть натуроподобным). Это коллективные эмоции немцев, испытавших шок, унижение и разочарование от поражения в Первой мировой войне. Это неприлично визуально КРАСИВОЕ КИНО, напоминающее мистические повести Гофмана и сказки братьев Гримм.
И это совершенно неожиданный финал (спасибо Фрицу Лангу), о котором я вам рассказывать не буду 😁 Интрига-С.
Кадры из фильмаКадры из фильма
К слову, сценарист Ганс Яновиц включил в фильм сцену (естественно немного ее переиначив), свидетелем которой был он сам на яву: во время одной из вечерних прогулок по гамбургскому парку развлечений в 1913 году Яновиц увидел красивую девушку. По законам жанра он захотел с ней познакомиться, попытался ее догнать, но, увы и ах, барышни и след простыл. Тут же из ближайших кустов выбежал мужчина в темной одежде аки привидение. На следующее утро Яновиц узнал из газет, что на месте его прогулки, аккурат именно там, у кустов, где произошла мимолетная встреча с черным человеком, была зверски убита молодая девушка — та самая, с которой автор сценария хотел познакомиться.
Кадры из фильмаКадры из фильма
Стилистика настроения фильма приблизительно как раз такая.