1884 г. Бумага, акварель. Размер: 21×27 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Европой Суриков грезил много лет, и, получив за картину «Меншиков в Берёзове» пять тысяч, художник с семьёй сразу засобирался в Италию. Особенно запал в душу художника Милан и одна из центральных достопримечательностей города – старинный собор.
В письме своему учителю Павлу Чистякову Суриков писал: «Вспоминаю я Миланский собор. Там наружная красота соответствует внутренней, везде цельность идеи. Он мне напоминает громадный, обороченный кверху сталактит из белого мрамора. Колонные устои массивные. Собор в пять наосов, но, несмотря на эту величину, он не мрачный. Окна сажен в 5. Свет от разноцветных стекол делает чудеса в освещении. Кое-где золотом охватит, потом синим захолодит, где розовым; одним словом, волшебство. Он изящнее Парижского собора, но органа того уже нет».
Всё это настроение можно уловить в его светлой работе «Миланский собор». Полотно удивляет своим тонким колористическим решением – почти невесомый собор в освещении яркого, но нерезкого солнца. Именно в этой работе появляется знаменитая «серебристость» изображения, которую часто можно будет наблюдать в последующих картинах.
Внимательный зритель может почувствовать некую схожесть полотна Сурикова с работами импрессионистов – то же внимание к сиюминутному свету и воздуху, которые могут менять очертания и форму изображаемых предметов.
Миланский собор воспроизведён со всей своей значимостью, возвышенностью, которая присуща готическим сооружениям. В целом работа отличается теплотой и нежностью. Цветовая гамма выбрана очень аккуратно – это всё пастельные тона. В изображении преобладает сглаженность, даже размытость образа. Однако удивительным образом ни выбор цветового колорита, ни особенность «прозрачного» изображения ничуть не умоляют величие этого сооружения.
Картина написана в технике акварели, которую художник очень любил и чтил. Именно Сурикову принадлежит заслуга выведения акварели на передний план, как самостоятельной формы – до этого акварель носила сугубо прикладной характер и была призвана решать различные задачи, предшествующие написанию собственно картины.