Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Св.Антоний. Первая развертка "Изенгеймского алтаря". Боковая створка. Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.

Святой Антоний является покровителем ордена антонитов, так что его изображение на одной из боковых створок Изенгеймского алтаря МАТТИАСА ГРЮНЕВАЛЬДА напрашивалось само собой.

Св.Антоний — тот самый, который от "антонова огня" или "святого огня", или "огненной" гангрены исцелял (вы же помните, что ИСЦЕЛЕНИЕ есть главная идея Изенгеймского алтаря?).

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Первая развертка целиком. Напоминаю. Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.

Вообще, вот что такое болезнь согласно мировоззренческим установкам того времени? Это метка дьявола — следствие греховных поступков человека. Метка, но не проклятие, ибо недуг давал возможность еще при жизни или ценой своей жизни, что бывало чаще, искупить грехи. Именно поэтому за спиной старца, одетого в ордерные одежды антонина, бесенок — напоминание, что в этот монастырь-госпиталь человек попал не случайно, им завладел дьявол.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Бесик этот — очень любопытный персонаж, потому что это она (явные женские груди).Почему? В то время по миру ходила не только чума и гангрена, но и сифилис (причины сей хвори были уже известны, поэтому недуг и обозвали венерическим, названным в честь богини любви Венеры). А еще он здесь появляется для того, чтобы подготовить сцену "Искушения св.Антония", которая будет дальше, на третьей развертке.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Вообще-то Антоний был не единственным и не первым из святых, к кому обращались за избавлением от "святого огня". В разных местах эту болезнь называли "огнем святого Фирмина", "огнем святого Марселя", "огнем Девы Марии". Однако к позднему Средневековью "огненная" гангрена была целиком и полностью зарезервирована за св.Антонием (такой "универсальный солдат" — и хворюшку исцеляет, и с демонами успешно борется, а значит способен и люд простой от всякой бесовщины уберечь).

Второй боковой персонаж створок — св.Себастьян, тот, который спасал от чумы (его раны напоминают вскрывшиеся чумные бубоны).Это может быть и не единственное, но из атрибутированных работ единственное у Грюневальда изображение почти нагого тела. Руки святого вторят положению рук Мадонны с распятия — это тоже про принятие и смирение. Потому что хворь сравнима с мученическими страданиями, а смерть есть та самая жертва, которая дает возможность получить заветный приз — венок и, как следствие, жизнь вечную.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Чтобы вы понимали: Изенгеймский алтарь является современником станц Рафаэля и фресок Микеланджело в Сикстинской капелле. И упоение красочной живописью здесь тоже будет, аккурат там, на второй развертке.

Вторые створки алтаря — это, по сути, четыре крупные живописные картины. Последовательность такая, слева на право: Благовещенье — Ангельский концерт — Рожество — Воскресение (омрачает сие колористическое и содержательное торжество лишь предела со сценой "Оплакивания Христа", как говорится, чтобы помнили).

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Поскольку основная идея Изенгеймского алтаря — исцеление, а заказчиком являлся монастырь-госпиталь, то вся живописная символика будет строиться аккурат вокруг этих маркеров. Так, например, сцена явления ангела Деве Марии происходит в одной из келий самого монастыря, да не абы какой, а сильно напоминающей привычную для многих, жаждущих исцеления путников, больничную келью (такими алыми зановесками были отделены др. от др. кровати).

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Да и сама Мария мало чем отличается от простой крестьянки. Только ради Бога не ищите тут аллюзии на близость Грюневадьда к идеологам крестьянского восстания — да, он сопереживал, но не более того. Ему просто позировала обычная эльзасская девушка (помните, иногда банан — это просто банан), да и стремлением любого художника эпохи Возрождение писать именно свой мир и свою реальность совсем не неожиданно, а как раз мейнстрим времени.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Перед Грюневальдом стояла еще и сверхзадача — не просто привязать Священное писание к действительности, сделать его реальным, а не мифическим, но максимально приблизить все события из жизни Христа к миру именно того самого "пациента". Потому что, повторюсь, болезнь есть жертва — возможность искупить свой грех, как Христос наши грехи искупил.

Именно поэтому тут так много красного цвета — цвета крови и мученичества.

Окей, гугл. А почему архангел Гавриил явился к Марии с правой стороны, а не по традиции с левой? Потому что перед нами не самостоятельное полотно, а четыре части ЕДИНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Т.е смотреть их нужно не по отдельности, а вкупе (по отдельности тоже, конечно, потому что тут масса интересных подробностей, например, пыль на книге перед Девой или дивный голубь — Святой Дух, тот самый, от которого и был зачат Христос; он расположен за зелеными занавесками — символ надежды, а указывают на него красные складки одежд архангела — мощный вихрь, потому что он очень торопился).

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Так вот, в центральной части развертки, в сцене "Рождества", нашему взору предстает Бог-отец — архангел Гавриил пришел к Марии именно оттуда, т.е с правой стороны. Причем пришел не миловидный юноша, а такой же крестьянский отрок, как и сама Мария. Как и Христос, который у Грюневальда именно плебей, а не потомок царя Давида.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Идем дальше. Музицирующие ангелы играют так, словно не играют вовсе — при таком положении смычков практически невозможно оказать на струны давление, которое обычно необходимо для звукоизвлечения. Потому что играют они не земную, а небесную музыку, услышать которую невозможно. Но можно увидеть — это колористическая симфония, контрасты теплых и холодных тонов, и это свет — особая грюневальдовская мистика света.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Черт ногу сломит кто тут есть кто, но, скорее всего тот женский персонаж, что во мраке светом окутан есть либо Севилла, предсказавшая явление Мессии, либо Ева — праматерь всего рода человеческого, либо просто один из ангелов. На ваш выбор 😁 Почему все ангелы разноцветные? Потому что тут есть и серафимы и херувимы (первые традиционно изображаются алыми, "огненными", а вторые — лазоревыми).

Долго ли, коротко ли, но мы наконец добрались до квинтэссенции живописи Изенгеймского алтаря — это сцена Рождества или Мадонна с младенцем.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

П.С. нормальных репродукций увы не нашла, они есть только в библеотеке и их нужно сканить, поэтому, чем богаты. Не серчайте.

Итак. Место действия — эльзаский пейзаж. Иначе и быть не могло — это тот самый вид, который каждому путнику, пришедшему в монастырь, был знаком и узнаваем. Знаком не только он, но и алая ленточка, подвязанная к люльке — в Эльзасе был такой обычай, после крещения малыша привязывать алую ленточку к его подушке на счастье.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Еще раз повторюсь: трактовать Христа как смертного — мейнстрим времени. Писать персонажей священной истории как мирских людей из соседнего двора на фоне этого же двора — мейнстрим времени. Идея: Священная История происходит здесь и сейчас, или произошла некоторое время назад, но не удалена во времени и пространстве. Это такой новый вид благочестия — не через красоту, а по средствам духовного прозрения.

Кстати, госпиталь антонитов, само собой, занимался не лечением болезни, что было вне тогдашних возможностей, а смягчением ее симптомов.

Так, братия готовила травяные настои и мази (они вполне могли приносить больным облегчение благодаря анестетическим и сосудорасширяющим свойствам) и, в случае необходимости, практиковали ампутацию пораженных гангреной конечностей. Параллельно с медицинскими средствами антониты практиковали и духовные методы, апеллировавшие к чудотворной силе св. Антония. Главным лекарством такого рода был "святой винаж" — вино, в которое добавляли настой целебных трав, а потом опускали частицы мощей Антония. Чудотворный нектар этот давали отчаявшимся больным.

Я это к чему? А к тому, что именно ПРИРОДА для Грюневальда становится МЕСТОМ исцеления и спасения.

Мария с маленьким Христом на руках изображена на фоне залитого ослепительным сиянием пейзажа — сияние это исходит, конечно, от солнца, которое отождествляется с Богом. Причем отождествление это происходит не просто умозрительно — художник напрямую пишет фигуру Бога-отца, восседающем на солнце, как на троне.

Привет теория эманации, согласно которой совершенство бытия уменьшается по мере удаления от божества, а отношение Бога к миру транслируется через аналогию Солнца к свету (истоки в античном неоплатонизме, в частности у Плотина; Лосев, кстати, об этом писал). Это самая сложная и самая важная часть рассказа про Грюневальда, ибо именно отсюда идет понимание его натурфилософских представлений и той самой грюневальдовской мистики света — эквивалент духовного преображения и прозрения.

Свет этот заключает в себе возможность осмысления и понимания единства бытия, единства Бога и мира только через свет, а само приближение к Создателю — через экстатическое чувство, либо через нравственное преображение.

И свет этот будет только здесь, ни в сценах первой, ни третьей развертки подобного мы не увидим, потому что там мир во грехе.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Ну полно нам сложных философий, переходим к интересностям: смотрим на младенца Иисуса. Что не так? Его разорванная пеленка (тогда как Мария одета весьма прилично) — та самая, которую мы уже видели на кресте. Это напоминае о его грядущих мучениях и смерти. Почему? Потому что перед нами не достоверное изображение исторических событий, а НАБОР СИМВОЛОВ (огороженный сад, в котором изображена Мадонна есть символ ее девственности, а фиговое дерево (инжир, смоковница) — символ церкви, а еще плодородия, жизни, материнства… сосуды рядом с Марией не несут никакой нагрузки — приметы быта монастыря, служители которого заботливо относились к своим "квартирантам", ну и лишний раз подчеркивают человеческое в Иисусе — дите со всеми мирскими потребностями).

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Далее смотрим на Бога-отца с двумя ангелами — это символы Ветхого и Нового Заветов. Тот, который светлый, т.е Новый Завет, сообщает пастухам благую весть. А далее нежданчик от Грюневальда (хотя нежданчиком он является для нас, не для люда прошлых веков) — вместо стада овец Грюневальд написал…тададаДАМ, стадо свиней (там на гребне горы, слева от головы Девы Марии и над головой младенца Христа). Нет, это не еретизм.

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Дело в том, что свинья есть символ святого Антония и его ордена. Антонины занимались разведением этих животных — их мясо входило в рацион больных, а деньги, вырученные о продажи свиней, шли на содержание богаделен (чтобы отличить животных св. Антония от других свиней им на шею вешали колокольчик (сами братья, кстати, тоже использовали такой колокольчик, когда просили милостыню — так колокольчик тоже стал атрибутом св. Антония).

Видите, никакой скверны. Вся скверна отправилась искушать св. Антония туда, на третью развертку. Но ей я посвящу отдельный, финальный пост.

А пока ЗАНАВЕС. АНТРАКТ. 

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

Маттиас Грюневальд. Часть вторая, не последняя.😂

источник

Ваш комментарий