1590-1592. Холст, масло. Размер: 67 х 89 см. Музей Каподимонте, Неаполь (маньеризм)
Эль Греко написал ряд «ночных» картин, среди которых есть и нехарактерная для него по тематике работа «Мальчик, раздувающий лучину». Это произведение прекрасно демонстрирует рост мастерства художника, соединившего в своей живописной манере традиции критской иконописи и достижения итальянского Ренессанса. Первый вариант этой картины хранится в музее Прадо в Мадриде.
На картине на темном фоне изображен мальчик, вытянувший в трубочку полные губы, и дующий на тлеющее полено, чтобы зажечь свечу. Разгорающийся огонь освещает лицо мальчика, капли воска падают с начавшей плавится свечи, однако света еще недостаточно чтобы осветить комнату, вся она остается во тьме.
При инвентаризации, проведенной Хорхе Мануэлем, она проходила под названием «Дующий» («Soplуn»). Возможно, тема картины была предложена Фульвио Орсини, библиотекарем кардинала Аллесандро Фарнезе, во дворце которого жил Эль Греко в 1570-1572 гг.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что «Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.
Позже, уже во время своего пребывания в Испании, Эль Греко вернется к этому сюжету, и напишет картину, которая известна сейчас под названием «Аллегория испанской пословицы», на которой также изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь свечу, рядом с ним еще один человек и обезьяна.
1570—1575гг. Дерево, масло. Размер: 50.5 × 63.6см. Музей Прадо, Мадрид