«Лежащая обнаженная», Фредерик Базиль

«Лежащая обнаженная», Фредерик Базиль 1864г. Холст, масло. Размер: 70.5 x 190.5 см. Музей Фабра, Монпелье Картина «Лежащая обнаженная» стала одной из первых больших работ Базиля. В июле 1864

1864г. Холст, масло. Размер: 70.5 x 190.5 см. Музей Фабра, Монпелье
Картина «Лежащая обнаженная» стала одной из первых больших работ Базиля. В июле 1864 года он проваливает экзамен и фактически бросает учебу в медицинском училище, чтобы полностью заняться живописью. Вскоре после поездки с Моне в Нормандию Базиль приступает к «Лежащей обнаженной», чтобы завершить картину до своего возвращения в Монпелье в августе.
В письмах своим родителям он неоднократно упоминает, что должен отложить дату своей поездки в Монпелье из-за возникших сложностей с завершением «Обнаженной». Возможно, что картина предназначалась его родителям в качестве демонстрации серьезной приверженности к живописи в тот момент, когда он забросил свои занятия по медицине. Выбор темы ню для подобной цели может удивить, однако родители Базиля конечно же не были художественными ханжами и хорошо знали своего соотечественника Кабанеля, чье полотно «Рождение Венеры» было столь же откровенным. К тому времени картина уже была хорошо известна, получив главный приз в Салоне 1863 года и обратив на себя внимание Наполеона III. Хорошо известно, что Базиль презирал Кабанеля, и это могло стать причиной его отказа от мифологической или исторической формы.
Даже взгляд обнаженной модели устремлен в сторону от наблюдателя. Девушка лежит на спине отвернувшись от зрителя, ее ноги скрещены, кусок материи наброшен на бедра, чтобы сохранить хоть каплю скромности. Интересно, что на предварительном наброске к этой работе Базиль изобразил женщину абсолютно обнаженной. Источником вдохновения для автора могли служить две работы: картина семнадцатого века «Юная мученица» Гвидо Каньяччи, хранящаяся в музее Фабра с 1852 года, и набросок обнаженной вакханки, который Базиль мог видеть в мастерской своего учителя Шарля Глейра. Антураж с тканью, подушкой и туфлей можно с некоторой натяжкой интерпретировать, как незначительное заимствование из «Алжирских женщин» Делакруа. В то же время картина является доказательством огромной неоднородности скромного творчества Базиля. В работах его молодых коллег нет ничего подобного. Лишь у Кайботта в его ранних произведениях можно найти откровенное ню, но это произошло почти десять лет спустя.

.

Ваш комментарий