1869 г. Холст, масло. Размер: 38 х 38 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем. Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль. «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены академии и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. В 1869 году была написана картина «Красный угол в избе».
Первое, что бросается в глаза при беглом просмотре – это иконы, которые расположились в углу. Раньше почти у всех семей находился такой молитвенный уголок, к которому они подходили каждый день и молились обо всем, что их тревожило. Иконы на картине освещены красным теплым светом, который имитировал горение свечей. Также, можно подумать, что этот свет исходит от окна, за которым уже вечер, солнце садится и озаряет комнату последними лучами.
Красным этот угол можно назвать не только из-за освещения. Даже одежда святых, Иисуса и Богоматери, окрашена в тусклый красный цвет с элементами коричневого оттенка. Все это делает картину теплой, уютной, по-своему личной и немного таинственной. Художник идеально передал важность момента вечерней молитвы.
«Красный угол в избе» стал фрагментом на картине «Семейная молитва» (1872), за которую Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок.