Анаморфные или анаморфотные объективы сжимают картинку по горизонтали вдвое, но не сжимают ее по вертикали. В статье мы расскажем, когда нужен такой эффект.
До конца 40-х годов кинофильмы снимали в тридцатипятимиллиметровом формате с пропорциями 1,37:1. С появлением домашних телевизоров, для которых нужен был широкоэкранный формат, киностудиям пришлось идти на хитрости, чтобы сохранить посещаемость кинотеатров. Поэтому они также перешли на киносъемку в широкоэкранном формате.
Иногда для получения картинки с широким соотношением по обеим осям верхнюю и нижнюю часть 35-мм пленки подрезают. Но подрезанный кадр в большинстве случаев выглядит некрасиво, потому что разрешение такого изображения уменьшается, а при его увеличении появляются зерна.
Анаморфотные объективы были созданы для задействования всей площади тридцатипятимиллиметровой пленки. Для этого оптика научилась сжимать кадр по горизонтали в два раза. Когда фильм, снятый на нестандартное оборудование, показали в кинотеатре через проектор, изображение вернулось в обычные пропорции и стало выглядеть естественным. То есть, купить объектив в Ростове-на-Дону такого типа стоит для получения традиционного соотношения сторон 2,39:1 из 35-мм пленки с пропорцией 1,37:1.
Анаморфная оптика придает тому, что изображено, особый вид. Например, нечеткие предметы на заднем плане превращаются в оригинальные овальные боке. При этом весь кадр покрывается красивыми горизонтальными и вертикальными полосками.
Глубина резкости анаморфных объективов не такая большая, как у сферических. Поэтому для получения такого же поля зрения, как у классической 50-мм линзы, нужно брать 100-мм анаморфотную оптику.
Такая оптика не подходит для повседневной съемки. Скорее, она нужна для создания выборочных проектов, от которых требуется уникальный кинематографический вид.
Анаморфные линзы весят больше сферических, поэтому на них неудобно снимать в движении. Они сочетаются с камерами, у которых есть сжатие изображения в видоискателе или на мониторе, потому что это упрощает кадрирование и съемку.
К анаморфотному объективу желательно приобрести дополнительный свет. У таких линз медленная максимальная диафрагма, поэтому изображение придется подсвечивать ярче обычного.
Стоит помнить, что на широкоугольных анаморфотных линзах будет трудно получить прямые вертикальные линии из-за того, что они искажают картинку сильнее сферических линз. Кроме того, наличие такого искажения осложнит создание визуальных эффектов. Эти нюансы не должны смущать при покупке необычной оптики в коллекцию, но их важно учитывать во время работы.