Портрет требует своего подхода к решению композиции. Это не просто изображение человека, это рассказ о нем. Это комплекс всех аспектов, индивидуальных с одной стороны: характера, внешности, мимики, только его характерных жестов и движений, а с другой стороны -собирательных черт присущих определенной категории людей, где угадывается профессия и принадлежность к определенному слою общества.
Фото из свободных источников. Нестеров М. В. "Портрет академика И.П. Павлова."Фото из свободных источников. Нестеров М. В. "Портрет академика И.П. Павлова."
Эти типичные черты позволяют увидеть социальный тип, хотя сам портрет написан на основе индивидуальных данных. Именно типичность, обобщенность образа определяет портрет как картину, а не просто учебную постановку с изображением человека.
Композиция портрета зависит от психологического состояния человека, его позы, движений, внешних данных. За счет формата и размера холста, организации композиции портрета можно подчеркнуть индивидуальность портретируемого, его образ.
Фото из свободных источников. Бродский. И.И. "Портрет матери и сестры художника".Фото из свободных источников. Бродский. И.И. "Портрет матери и сестры художника".
Спокойное, уравновешенное построение композиции подчеркнет гармоничное, спокойное состояние человека. Асимметрия, резкие углы укажут на бурю эмоций, переживаний портретируемого.
Если человек смотрит влево, то его изображение на портрете сдвигается вправо. Оставляется специально больше места слева, для того чтобы было куда направить взгляд. Равновесие композиции в этом случае достигается за счет деталей обстановки вокруг.
Фото из свободных источников. Пластов А.А. "Вова Гусенков".Фото из свободных источников. Пластов А.А. "Вова Гусенков".
Можно конечно и не соблюдать это правило, но тогда будет казаться драматичным ограничение пространства и это сыграет на образ самого человека, зажатого в рамки.
Если же пишется групповой портрет, то важно не просто расположить людей с портретным сходством, но и выявить их смысловую взаимосвязь. Здесь важен закон цельности, чтобы вся группа смотрелась воедино и не распадалась на части, на отдельные портреты.
Фото из свободных источников. Репка (Андриевская) В.А. " Водитель Валя".Фото из свободных источников. Репка (Андриевская) В.А. " Водитель Валя".
Единство изображенных на групповом портрете может быть выражено через движение, направленность взглядов, построение самой композиции. Совместная беседа как у Тициана, пирушка или лекция как у Рембрандта.
Здесь в групповые портреты вносится сюжетное начало, намечается переход к жанровой сценке. Это стирание жанров определяет живость и выразительность в портретах.
Фото из свободных источников. Дейнека А.А. "Девушка с книгой".Фото из свободных источников. Дейнека А.А. "Девушка с книгой".
Плохо смотрится фронтальная фотография, перенесенная один в один на картину. Она не раскрывает образ человека и выглядит непрофессионально и неинтересно. Просто срисованные внешние черты это не портрет человека, и количество людей, например, на семейном портрете только усугубляет это ощущение.
Портрет и однофигурная композиция очень близки, может быть, в последней большую роль играет окружающая обстановка, как например, в картине Дейнеке «Тракторист» или у Крамского «Неутешное горе».
Такую композицию и портрет объединяет передача внутреннего состояния человека, и хотя здесь нет развернутого сюжета, нам становится понятно и без него.
Фото из свободных источников. Туник Ю.Ф. "Корреспондент "Красного Знамени""Фото из свободных источников. Туник Ю.Ф. "Корреспондент "Красного Знамени""
Количество деталей не мешает раскрытию образа в портрете, если все они тактично подчинены главному. Излишняя детализация не должна мешать восприятию образа человека.
Обобщение, выделение типичного, грамотный отбор деталей везде: в изображении формы головы, рук, одежды – главный принцип композиции портрета. Все должно работать на образ человека, чей портрет пишет художник. Здесь лучше не добавить, чем перенасытить поле портрета, отвлекая от главного – образа человека.
Хотя нужно отметить отдельно, что характер детализации, подход к композиции и сама манера написания портрета сильно зависит от самого художника и его подхода к творчеству. Тем не менее, собственная манера написания приходит с опытом, а для начинающего художника важно соблюдать правила композиции.
Подписывайтесь на мой канал, где я делюсь своим опытом и впечатлениями, рассказываю об изобразительном искусстве, размышляю о проблемах творчества в современном мире.