Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.

Он искренне был убежден, что каждый человек, как и он сам с раннего детства, владеет даром видений, но утрачивает эту способность без развития.

Знакомьтесь, УИЛЬЯМ БЛЕЙК — тот самый, "Великого архитектора" которого видели все, а вот кто создал сие творение ответят единицы.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Великий архитектор, 1827.Уильям Блейк. Великий архитектор, 1827.

Поздравляю, теперь вы знаете правильный ответ и помощь зала или звонок другу вам больше не понадобятся.

Про Блейка говорить очень трудно, но он так невозможно хорош, поэтому я дерзну, правда, не уверена, что сдюжу, посему, если не выйдет, можете накладывать на меня епитимью 😅

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к поэмам Мильтона "Веселый" и "Задумчивый", 1820.Уильям Блейк. Иллюстрации к поэмам Мильтона "Веселый" и "Задумчивый", 1820.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794.Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794. — первая / далее три — Уильям Блейк. Иллюстрации к Первой книга Уризена, 1794.Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794. — первая / далее три — Уильям Блейк. Иллюстрации к Первой книга Уризена, 1794.

Итак, начнем.

Он был оригинальным мыслителем, мистиком и визионером, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова: мир его видений был для него такой же реальностью, как и окружающая действительность ( в четыре года художник увидел голову Бога в окне, а позже — пророка Иезекииля в полях и "дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями").

Блейк обладал поистине пугающей мощью воображения.

И колоссальным багажом знаний: от идей средневекового мистика Парацельса через мистицизм XVII века в лицах Сведенборга и Якоба Беме к библейским сказаниям и даже восточным религиям.

А сейчас будет неожиданно — Блейк не получил НИКАКОГО общего образования, но много и взахлеб читал. Резюме: читайте книги, господа, они есть сила (и я сейчас не про романы Данцовой, если что).

Зато проф.образование Блейка, имеется ввиду постижение художественной азбуки, началось очень рано — в рисовальной школе Парса, затем в мастерской гравера Джеймса Безайра. Для последнего юный художник рисовал в лондонских церквах, особенно в Вестминстерском аббатстве, поэтому следующими его "учителями" стали памятники средневековой скульптуры, миниатюры и витраж. И это во многом определило его творчество.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к Книге Иова, 1821.

Уильям Блейк. Иллюстрации к Книге Иова, 1821.

Именно под руководством Безайра Блейк в совершенстве овладел графическим мастерством, а готическая форма стала главной зазнобой художника.

Именно готическую форму Блейк считал "живой" — крайне непопулярный взгляд для его времени, когда все повально поклонялись античности.

Он, конечно, знал Рафаэля, Дюрера, Микеланджело, маньеристов и даже ассирийские рельефы, но сердцу не прикажешь, сердце хочет вытянуть форму и причудливо ее изогнуть (что, однако, не исключает значение оригинального цвета во многих композициях художника).

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Обличители прелюбодеяния, воровства, убийства (Война), 1796.Уильям Блейк. Обличители прелюбодеяния, воровства, убийства (Война), 1796.

Блейк с самого начала творил небывалым для эпохи его времени языком (небывалым со времен Средневековья) — совмещал изображение и слово, рисунок и текст. Более того, и то, и другое было СОЗДАНИЕМ САМОГО БЛЕЙКА.

Т.е Блейк был еще и художником слова.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к стихам собственного сочинения.Уильям Блейк. Иллюстрации к стихам собственного сочинения.

С одной стороны, рисунки эти неотделимы от их литературной основы, с другой — они столь разнообразны по смыслу, интонации и образной концепции, что диву даешься.

Смысл многих изображений художника до сих пор остается не до конца раскрытым, да и сам он прекрасно осознавал, что тот символический язык, которым он пользуется, будет для многих (а как выяснилось спустя века, для всех) недоступен: "Я вижу все, что изображаю из этого мира, но не каждый видит его таким же".

Блейк создал свою мифологическую космогонию — сущностные начала бытия во вселенском масштабе и в микроскопе человеческой жизни.

Его наследие очень сложно обобщить — это комбинация крайностей и парадоксов, отражающая политические потрясения той эпохи (на период взросления и становления Блейка пришлись две революции — американская и французская; вот вам и ответ, почему цивилизацию художник представлял как нечто хтоническое, хаотическое, противоречивое).

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.

Вот его "Навухудоносор" (1805) — тот самый ветхозаветный вавилонский царь, который "отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы" (Даниил 4:30).

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Навухудоносор, 1805.Уильям Блейк. Навухудоносор, 1805.

Но изображает сия работа не столько книги пророка Даниила (чертовски с̶к̶у̶ч̶н̶о̶ мало для художника), сколько одну из самых мрачных порождений блейковской фантазии — злобного и могущественного тирана Уризена — своеобразная интерпретация Иеговы, олицетворение всего, что сковывает и ограничивает свободу человека, подчиняет его всевластию меры и расчета.

Самыми же грандиозными по образному смыслу творениями художника стали иллюстрации к "Книге Иова" и к "Божественной комедии" Данте.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.

Эти акварели — абсолютные шедевры Блейка. И вообще-то их трудно назвать иллюстрациями, ибо листы поражают своей самостоятельностью, т.е скорее носят станковый характер.

Здесь воедино слилась мощная фантазия художника и его трепетное отношение к текстам, которые Блейк, к слову, читал в подлиннике (вот вам и "безграмотный" художник).

Уильям Блейк — это такой гибкий графизм, уникальный, динамичный, "растущий", уподобленный органическим орнаментальным формам — вот она, грядущая, витиеватая эпоха модерна.

И вот он — "Вихрь любовников. Паола и Франческа", когда взметнувшаяся волна, извиваясь, подобно змее, уносит в бесконечность поток тел, а главные герои, подхваченные струями воды, низвергаются вниз, бессильные противостоять неумолимому движению. И все здесь до изысканности музыкально — и гармония линейных ритмов, и тонкий, богатый, местами экспрессивный колит — отзвук торжественного строя дантовских терцин.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Вихрь любовников. Паола и Франческа, 1827Уильям Блейк. Вихрь любовников. Паола и Франческа, 1827

Поэтому не удивительно, что именно Блейк написал наиболее точную поэтическую формулу всего романтического миропредставления:

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир в зерне песка,

В единой горсти бесконечность,

И небо в чашечке цветка.

Когда он был маленьким мальчиком, к нему заглянул в окно Бог. А потом он всю жизнь ненавидел церковь.

Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме Мильтона "На утро Рождества Христова", 1815. Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме Мильтона "На утро Рождества Христова", 1815.

источник

Ваш комментарий