Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.
Он искренне был убежден, что каждый человек, как и он сам с раннего детства, владеет даром видений, но утрачивает эту способность без развития.
Знакомьтесь, УИЛЬЯМ БЛЕЙК — тот самый, "Великого архитектора" которого видели все, а вот кто создал сие творение ответят единицы.
Уильям Блейк. Великий архитектор, 1827.Уильям Блейк. Великий архитектор, 1827.
Поздравляю, теперь вы знаете правильный ответ и помощь зала или звонок другу вам больше не понадобятся.
Про Блейка говорить очень трудно, но он так невозможно хорош, поэтому я дерзну, правда, не уверена, что сдюжу, посему, если не выйдет, можете накладывать на меня епитимью 😅
Уильям Блейк. Иллюстрации к поэмам Мильтона "Веселый" и "Задумчивый", 1820.Уильям Блейк. Иллюстрации к поэмам Мильтона "Веселый" и "Задумчивый", 1820.
Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794.Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794.
Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794. — первая / далее три — Уильям Блейк. Иллюстрации к Первой книга Уризена, 1794.Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме "Европа: пророчество", 1794. — первая / далее три — Уильям Блейк. Иллюстрации к Первой книга Уризена, 1794.
Итак, начнем.
Он был оригинальным мыслителем, мистиком и визионером, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова: мир его видений был для него такой же реальностью, как и окружающая действительность ( в четыре года художник увидел голову Бога в окне, а позже — пророка Иезекииля в полях и "дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями").
Блейк обладал поистине пугающей мощью воображения.
И колоссальным багажом знаний: от идей средневекового мистика Парацельса через мистицизм XVII века в лицах Сведенборга и Якоба Беме к библейским сказаниям и даже восточным религиям.
А сейчас будет неожиданно — Блейк не получил НИКАКОГО общего образования, но много и взахлеб читал. Резюме: читайте книги, господа, они есть сила (и я сейчас не про романы Данцовой, если что).
Зато проф.образование Блейка, имеется ввиду постижение художественной азбуки, началось очень рано — в рисовальной школе Парса, затем в мастерской гравера Джеймса Безайра. Для последнего юный художник рисовал в лондонских церквах, особенно в Вестминстерском аббатстве, поэтому следующими его "учителями" стали памятники средневековой скульптуры, миниатюры и витраж. И это во многом определило его творчество.
Уильям Блейк. Иллюстрации к Книге Иова, 1821.
Уильям Блейк. Иллюстрации к Книге Иова, 1821.
Именно под руководством Безайра Блейк в совершенстве овладел графическим мастерством, а готическая форма стала главной зазнобой художника.
Именно готическую форму Блейк считал "живой" — крайне непопулярный взгляд для его времени, когда все повально поклонялись античности.
Он, конечно, знал Рафаэля, Дюрера, Микеланджело, маньеристов и даже ассирийские рельефы, но сердцу не прикажешь, сердце хочет вытянуть форму и причудливо ее изогнуть (что, однако, не исключает значение оригинального цвета во многих композициях художника).
Уильям Блейк. Обличители прелюбодеяния, воровства, убийства (Война), 1796.Уильям Блейк. Обличители прелюбодеяния, воровства, убийства (Война), 1796.
Блейк с самого начала творил небывалым для эпохи его времени языком (небывалым со времен Средневековья) — совмещал изображение и слово, рисунок и текст. Более того, и то, и другое было СОЗДАНИЕМ САМОГО БЛЕЙКА.
Т.е Блейк был еще и художником слова.
Уильям Блейк. Иллюстрации к стихам собственного сочинения.Уильям Блейк. Иллюстрации к стихам собственного сочинения.
С одной стороны, рисунки эти неотделимы от их литературной основы, с другой — они столь разнообразны по смыслу, интонации и образной концепции, что диву даешься.
Смысл многих изображений художника до сих пор остается не до конца раскрытым, да и сам он прекрасно осознавал, что тот символический язык, которым он пользуется, будет для многих (а как выяснилось спустя века, для всех) недоступен: "Я вижу все, что изображаю из этого мира, но не каждый видит его таким же".
Блейк создал свою мифологическую космогонию — сущностные начала бытия во вселенском масштабе и в микроскопе человеческой жизни.
Его наследие очень сложно обобщить — это комбинация крайностей и парадоксов, отражающая политические потрясения той эпохи (на период взросления и становления Блейка пришлись две революции — американская и французская; вот вам и ответ, почему цивилизацию художник представлял как нечто хтоническое, хаотическое, противоречивое).
Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.
Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии, 1805.
Вот его "Навухудоносор" (1805) — тот самый ветхозаветный вавилонский царь, который "отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы" (Даниил 4:30).
Уильям Блейк. Навухудоносор, 1805.Уильям Блейк. Навухудоносор, 1805.
Но изображает сия работа не столько книги пророка Даниила (чертовски с̶к̶у̶ч̶н̶о̶ мало для художника), сколько одну из самых мрачных порождений блейковской фантазии — злобного и могущественного тирана Уризена — своеобразная интерпретация Иеговы, олицетворение всего, что сковывает и ограничивает свободу человека, подчиняет его всевластию меры и расчета.
Самыми же грандиозными по образному смыслу творениями художника стали иллюстрации к "Книге Иова" и к "Божественной комедии" Данте.
Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.
Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1827.
Эти акварели — абсолютные шедевры Блейка. И вообще-то их трудно назвать иллюстрациями, ибо листы поражают своей самостоятельностью, т.е скорее носят станковый характер.
Здесь воедино слилась мощная фантазия художника и его трепетное отношение к текстам, которые Блейк, к слову, читал в подлиннике (вот вам и "безграмотный" художник).
Уильям Блейк — это такой гибкий графизм, уникальный, динамичный, "растущий", уподобленный органическим орнаментальным формам — вот она, грядущая, витиеватая эпоха модерна.
И вот он — "Вихрь любовников. Паола и Франческа", когда взметнувшаяся волна, извиваясь, подобно змее, уносит в бесконечность поток тел, а главные герои, подхваченные струями воды, низвергаются вниз, бессильные противостоять неумолимому движению. И все здесь до изысканности музыкально — и гармония линейных ритмов, и тонкий, богатый, местами экспрессивный колит — отзвук торжественного строя дантовских терцин.
Уильям Блейк. Вихрь любовников. Паола и Франческа, 1827Уильям Блейк. Вихрь любовников. Паола и Франческа, 1827
Поэтому не удивительно, что именно Блейк написал наиболее точную поэтическую формулу всего романтического миропредставления:
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность,
И небо в чашечке цветка.
Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме Мильтона "На утро Рождества Христова", 1815. Уильям Блейк. Иллюстрации к поэме Мильтона "На утро Рождества Христова", 1815.