Фрагмент картины "К сыну за помощью"
Хотелось бы назвать советское искусство многогранным, но увы, задачу оно имело совершенно определенную – транслировать идею. И идея эта должна быть на пользу обществу.
Александр Филиппович Бурак
Но если в многогранности ему можно отказать, то в богатстве на таланты нет. Соцарт воспитал огромное количество превосходных живописцев. К их числу относится и художник Александр Филиппович Бурак.
Родился 10 июля 1921 года в деревне Ефремовка. В 1930 году семья переехала в город Кемерово. Затем, отучившись в Москве, он вернулся работать в Сибирь художником и мультипликатором. С 1946 г. обосновался на Урале, в хрониках его принято считать именно уральским художником.
Живопись А. Бурака
Живопись Бурака сосредоточена на бытовых сюжетах, однако тот факт, что изначально он обучался на архитектора, наложил отпечаток на все его творчество. В первую очередь, пространство у Александра Филипповича всегда идеально прописано, пропорции выверены, а детали точны.
Но в картине «К сыну за помощью», написанной в 1954 году, нас интересует не пространство, а та неприятная ситуация, которая возникла на холсте. По названию мы понимаем, что же собственно происходит: пожилая женщина, даже скорее старушка, приехала к родному сыну, с которым, видимо, не встречалась уже давно.
«К сыну за помощью», 1954 г.
Холодный прием от него, и особенно его жены, обескураживает зрителя. Женщина отвернулась от свекрови, села перед зеркалом и разглядывает себя, нервно теребя украшение на шее. По всему ясно, она считает минуты до того, как нежданная гостья уйдет ни с чем.
По отстраненной позе сына и его жестам совершенно ясно, что он не собирается помогать матери. И дело не в том, что он бедствует (обстановка в квартире очень даже благополучная: фортепиано, ковры, картины на стенах), просто в его планы не входит забота о старушке, которая, судя по натруженным рукам, отдала многое ради будущего ребенка.
Фрагменты картины
Картинка выходит неприглядная и видимо, не такая уж редкая. Публика отреагировала на произведение должным образом, и кажется, реакция – то самое неизменное, что осталось с произведением сквозь года.