К сыну за помощью: гадкость и равнодушие в советском искусстве.

К сыну за помощью: гадкость и равнодушие в советском искусстве.

Фрагмент картины "К сыну за помощью"

Не совсем искусствоведческий термин, но и чувства от этой картины противоречивые.

Хотелось бы назвать советское искусство многогранным, но увы, задачу оно имело совершенно определенную – транслировать идею. И идея эта должна быть на пользу обществу.

К сыну за помощью: гадкость и равнодушие в советском искусстве.

Александр Филиппович Бурак

Но если в многогранности ему можно отказать, то в богатстве на таланты нет. Соцарт воспитал огромное количество превосходных живописцев. К их числу относится и художник Александр Филиппович Бурак.

Родился 10 июля 1921 года в деревне Ефремовка. В 1930 году семья переехала в город Кемерово. Затем, отучившись в Москве, он вернулся работать в Сибирь художником и мультипликатором. С 1946 г. обосновался на Урале, в хрониках его принято считать именно уральским художником.

К сыну за помощью: гадкость и равнодушие в советском искусстве.

Живопись А. Бурака

Живопись Бурака сосредоточена на бытовых сюжетах, однако тот факт, что изначально он обучался на архитектора, наложил отпечаток на все его творчество. В первую очередь, пространство у Александра Филипповича всегда идеально прописано, пропорции выверены, а детали точны.

Но в картине «К сыну за помощью», написанной в 1954 году, нас интересует не пространство, а та неприятная ситуация, которая возникла на холсте. По названию мы понимаем, что же собственно происходит: пожилая женщина, даже скорее старушка, приехала к родному сыну, с которым, видимо, не встречалась уже давно.

К сыну за помощью: гадкость и равнодушие в советском искусстве.

«К сыну за помощью», 1954 г.

Холодный прием от него, и особенно его жены, обескураживает зрителя. Женщина отвернулась от свекрови, села перед зеркалом и разглядывает себя, нервно теребя украшение на шее. По всему ясно, она считает минуты до того, как нежданная гостья уйдет ни с чем.

По отстраненной позе сына и его жестам совершенно ясно, что он не собирается помогать матери. И дело не в том, что он бедствует (обстановка в квартире очень даже благополучная: фортепиано, ковры, картины на стенах), просто в его планы не входит забота о старушке, которая, судя по натруженным рукам, отдала многое ради будущего ребенка.

К сыну за помощью: гадкость и равнодушие в советском искусстве.

Фрагменты картины

Картинка выходит неприглядная и видимо, не такая уж редкая. Публика отреагировала на произведение должным образом, и кажется, реакция – то самое неизменное, что осталось с произведением сквозь года.

Мы ждем ваше мнение не только о самом сюжете, но и о стиле художника, в комментариях под статьей! И как всегда, предлагаем подписаться на наш канал, чтобы каждый день читать самые интересные материалы об искусстве.

источник

Ваш комментарий