Если женщина-живописец не частое явление в искусстве XVIII века, то женщина-скульптор — очень редкое. Не все знают, что первой женщиной — членом Российской Императорской Академии художеств была француженка. Это скульптор Marie Anne Collot (1748 — 1821), ученица и сподвижница выдающегося мастера Э. М. Фальконе, ей тогда было 19 лет.
Мари-Анн Колло прожила 73 года, но лишь 20 из них посвятила творчеству, соединившем в себе стилистику рококо и неоклассицизма.
Подробностей биографии Мари-Анн сохранилось немного. Известно, что уже в 13 лет Мари-Анн прекрасно рисовала и увлекалась пластикой. Стараниями Дени и Анне-Туаннет Дидро девочка-самоучка стала ученицей художника и скульптора Жана-Батиста Лемуана.
В отличие от Родена и Клодель, с которыми их часто сравнивают, Фальконе и Колло при всех жизненных обстоятельствах относились друг к другу с глубочайшим уважением. Сначала мастер готовил девушку в художницы, но быстро понял, что ее призвание — скульптура. Вылепленные Колло портреты были столь хороши, что примерно через год, Фальконе разбил свою работу — портрет Дидро, когда рядом поставил бюст философа, созданный ученицей.
Посол Голицын, выполняя поручение императрицы найти во Франции ваятеля для работы в России по созданию в Санкт-Петербурге (СПб) конного памятника Петру I, остановил свой выбор на Фальконе, который привез в Санкт-Петербург свою молоденькую ученицу.
По прибытии Колло в Петербург, Екатерина II «для оценки мастерства» заказывает ей скульптурный портрет фрейлины А. Соколовой. Портрет императрице понравился, и она заказывает парижанке свой бюст. Он вышел на славу, Мари-Анн великолепно передала одухотворенное выражение лица модели и пышность ее наряда.
Императрица была в восхищении и от работ парижанки, и от нее самой. Заказы следовали один за другим. На протяжении 10 лет Колло была единственным скульптором-портретистом Екатерины II. Вскоре появилось сообщение, что она была избрана академиком. Колло с гордостью носила специальную форму, сшитую в виде амазонки.
Всех поражали ее работоспособность, профессионализм и редкая сосредоточенность. Осыпанная милостями императрицы, заказами двора и знати, Колло словно отстраняла от себя все, что не касалось творчества.
Пожалуй, самым значительным достижением Колло в Северной столице, было ее совместное с Фальконе участие в работе над монументом Петра I.Едва ли Фальконе предполагал, что голову императора вылепит Мари-Анн.
Мастер работал над ней, но без особого успеха. «Мне кажется, я знаю, чего хотят от Вас. Разрешите мне сделать попытку со своей стороны…», — слова Мари-Анн, с которых началась ее работа над головой Петра (по посмертной маске, снятой Б.-К. Растрелли).
Пожизненный пенсион в 10000 ливров (франков), пожалованный Екатериной II, как и звание академика, были выражением признательности России Колло, прежде всего, за вклад в создание монумента, прославившего имя Этьена Мориса Фальконе и ее.
В 1777 году Колло становится невесткой М. Э. Фальконе, выйдя замуж за его сына, художника Пьера Этьена Фальконе. У них родилась прелестная дочурка Мари-Люси, но брак с неверным и грубым Фальконе-младшим оказался несчастливым и длился всего два года. Затем их пути разошлись и больше не пересекались.
Из-за неприязненных отношений с президентом АХ Иваном Бецким Фальконе и Колло в 1778 году, не дождавшись открытия монумента Петру I, покидают СПб. Завершение работ поручили архитектору Фельтену.
Мари-Анн Колло-Фальконе и умерла в 1821 году, пережив своего незабвенного учителя на 30 лет. Ее хоронили с почестями, как тещу барона Янковича, ставшего депутатом Национального собрания. И не было, пожалуй, никого, кто бы помнил, что она выдающийся мастер скульптуры, чьи работы бережно хранят и Эрмитаж, и Лувр.