История цветной линогравюры. От воспомогательного ремесла к искусству.

Гравюра на дереве, или ксилография, как родоначальник линогравюры, возникла давно. Она была известна еще в средние века. Широко распространенным видом искусства в Западной Европе она стала в 15- 16 веке, особенно с развитием книгопечатания.

История цветной линогравюры. От воспомогательного ремесла к искусству.

Фото из свободного доступа. В.Д. Фалилеев. "В саду".

В России гравюра на дереве, которая относится к высокой печати, появилась во второй половине 16 века. Она применялась исключительно для иллюстрирования книг религиозного содержания.

Первые цветные гравюры относятся к началу 16 столетия. Итальянский художник Уго да Карпи стал применять технику печати в несколько красок, при которой изображение получается в результате наложения всех досок, а черная или самая темная краска не передает всего контура, а лишь усиливает глубокие тени.

История цветной линогравюры. От воспомогательного ремесла к искусству.

Фото из свободного доступа. В.Д. Фалилеев "На Неве".

Эта гравюра, скорее многотонная, чем многоцветная, так как печаталась она главным образом в гамме сближенных цветов, получила название «къяроскуро»( «светотень»).

Использовалась она в основном для воспроизведений живописных оригиналов и рисунков выдающихся художников. Этой же цели служила цветная гравюра на Западе и в !7- !8 веках ( Вичентино, Андреани, Дзанетии – в Италии. Джексон – в Англии.

Широкое распространение получила цветная гравюра в Японии. Особенного расцвета достигла японская гравюра в 18- 19 веке в творчестве Утамаро, Хокусаи, Хиросете. Она отличалась изяществом и ритмичностью рисунка, декоративностью, богатством цветовых отношений, высоким техническим мастерством.

История цветной линогравюры. От воспомогательного ремесла к искусству.

Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева. "Зимний Петербург".

В конце 18 и особенно в 19 веке на Западе и в России стала широко применяться торцовая гравюра, которая позволяла достигать очень тонкой резьбы. Этот вид гравюры стал использоваться главным образом для книжной иллюстрации и воспроизведения в журналах живописных картин и портретов.

Но при самом высоком уровне исполнения гравюра на дереве стала, по существу, вспомогательной техникой. Ее роль почти целиком сводилась к репродуцированию.

История цветной линогравюры. От воспомогательного ремесла к искусству.

Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева "Нева".

В конце 19 века в связи с развитием репродукционной фотомеханической техники значение тональной гравюры сильно упало. Обновление гравюры начинается в работах некоторых западноевропейских художников (О. Лепера и особенно Ф.Валлотона во Франции, У. Никольсона в Англии и т. д.). Меняется и техника самой гравюры, она начинает выполняться на линолеуме, вместо дерева.

Русское искусство начала 20 века дало миру много и интересных и своеобразных художников, выразивших свое представление о человеке, о жизни, о природе и оказавших большое влияние на развитие художественной культуры.

История цветной линогравюры. От воспомогательного ремесла к искусству.

Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева. "Виды Петербурга".

Среди них были и художники, работающие в технике цветной линогравюры. А.П. Остроумова- Лебедева и В.Д. Фалилеев начали работать именно в этой технике. Их произведения проникнуты искренним восхищением русской природой, ее красотой и поэзией. Именно благодаря этим художникам гравюра в нашей стране в начале 20 столетия родилась как самостоятельное большое искусство.

Формирование В.Д. Фалилеева как художника происходило в первое десятилетие нашего века. Это был очень сложный период в русской истории – время обострения социальных противоречий, классовых битв и революций. Это конечно отразилось и на творчестве художников. Это сказалось в яркости, декоративности, звучности работ.

Цветная гравюра более ограничена, а по своей природе и более условна, чем живопись. Она плоскостная, и здесь художник не ставит задачу создания иллюзии реального пространства. Наоборот, он должен передать визуальные образы при помощи линий и цветовых пятен. Весь колорит окружающего мира свести к сочетанию условных цветовых отношений.

Поэтому роль средств выразительности приобретает первостепенное значение. Линия, силуэт, ритм и цветовые пятна звучат как основной изобразительный язык. Образ мира решается в концентрированной, лаконичной форме. И в этом заложено основное преимущество линогравюры.

В 20 веке линогравюра стала активно развиваться как отдельный вид искусства. Появилось много талантливых мастеров, в том числе и в Советском искусстве, кто создал целую галерею работ в этой технике. Эта тема очень обширна, можно сказать бескрайняя, и я посвящу ей отдельную статью.

источник

Ваш комментарий