Можно ли не имея таланта быть художником? Этот непростой вопрос. В нем много подводных камней. Начнем с того, что талант — это выдающиеся способности человека в каком-то виде деятельности. Конечно, это замечательно, если есть эти способности.
А если их нет? А если они еще не развиты или не проявились? Не начав заниматься чем-то, никогда не узнаешь, имеешь ли ты к этому способности. Ведь таланты не лежат на блюдечке с голубой каемочкой, а требуют работы над собой и долгой учебы.
Фото автора. Тяглов А.А. "Маки", незаконченная работа.
Даже талантливый от природы человек, не зная элементарной изобразительной грамоты, не умея рисовать, не имея опыта работы, будет казаться бездарным. И наоборот, человек набивший руку, хороший ремесленник, но лишенный способностей, будет восприниматься талантливым.
Так же важен и другой момент, кто оценит художника, творческого человека на предмет его талантливости. Хочется здесь вспомнить вечное: «А судьи кто?». Я, например, не возьмусь оценивать своих коллег художников, понимая, что искусство вещь очень субъективная.
То, что не нравится мне, не значит плохо. Просто у нас с художником не совпало мироощущение. Это касается, прежде всего, искусства.
Дешевые однодневки, безвкусные и стереотипные, сделанные исключительно для коммерческих интересов, сюда не в счет. Но эти поделки и не относятся к искусству.
Даже если работа не блещет чем-то удивительным, а хорошо сделана, автор в нее вложил свои эмоции, мысли, труд, то это находит свои отклик в душе зрителя.
Нужно иметь талант зрителя, знания о предмете искусства, визуальный опыт и богатый внутренний мир, чтобы воспринимать произведения искусства и их оценивать.
Воспринимать может любой, даже ребенок. А вот оценивать? Это ведь очень сложно и ответственно. Особенно если транслируешь свое мнение публично. В социальных сетях, например.
Грубо отрезать и радоваться, что ты категоричен там, где сам не все понял? Это характеризует личностей недалеких, тех, кто таким способом хочет утвердиться за чей-то счет. За счет художника, например.
Есть другая крайность. Когда искусствоведы, выполняя чей-то заказ, выдают заведомо неверную оценку творчества художника. Возвышая полных бездарностей, где все творчество конъюнктурное и вторичное. А талантливых художников, не вписавшихся в систему или элементарно не заплативших, игнорируют или подвергают резкой необоснованной критике.
К сожалению, этот происходило во все время существования искусства как такового. Происходит и сейчас. Рассудить может только время, но ведь художникам от этого не легче. Им важно признание здесь и сейчас.
Талантливую вещь видно сразу, даже если она не нравится, она не оставит равнодушным и вызовет уважение к автору. А вещь бездарная вызывает только сожаление, и чувство неловкости за автора, за самого себя, что это увидел.
Так или иначе, на вопрос, поставленный в статье, нет однозначного ответа. Хотелось бы быть идеалистом, и верить, что искусством занимаются и зарабатывают на нем исключительно талантливые люди.
Но в жизни все сложнее и складывается совершенно не так. Было бы интересно услышать ваше мнение, поэтому вполне актуальному вопросу.