Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) (1909-1992 гг.), известный своими рельефными, строгими, графически и эмоционально незавершенными образами, был англо-ирландским фигуративным художником. Фигуры, изображаемые Бэконом, живописны, но абстрактны, они зачастую показаны заключенными в геометрически правильные клетки из стекла или железа, помещенные на плоском, невыразительном фоне. Он занялся рисованием в начале 30-х годов, но до конца Второй мировой обращался к нему только эпизодически.
До этого времени он переезжал с места на место, зарабатывая на жизнь художественным оформлением интерьеров и дизайном мебели и ковров. Позднее он соглашался с тем, что его карьера замедлилась из-за того, что он провел много времени в поисках предмета, который бы питал его интерес. Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г.). Именно эта его работа, а также другие изображения голов и тел конца 40-х – середины 50-х годов прошлого века принесли ему репутацию исключительно холодного, мрачного летописца человеческой природы.
С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей. В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий», и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате». Вслед за самоубийством в 1971 г. его любовника Джорджа Дайера его творчество претерпело изменения, став более личностным, обращенным внутрь и направленным на мотивы смерти. Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг.
Несмотря на явно экзистенциалистские воззрения на жизнь, прослеживающиеся в его полотнах, Бэкон всегда выставлял себя гулякой и сибаритом, проведя значительную часть своей зрелой жизни за едой, питьем и игрой в казино лондонского Сохо вместе с Люсьеном Фрейдом, Джоном Дикином, Джеффри Бернардом, Патриком Свифтом, Даниэлем Фарсоном, Мюриэль Белчер, Генриеттой Мораес и другими. После смерти Дайера он отдалился от своего окружения и гомосексуальных отношений, чтобы выстраивать платонические отношения со своим возможным преемником Джоном Эдвардсом.
После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков. Тем не менее, после его смерти появилось несколько эскизов, которые Тейт признала подлинными, однако художественный рынок пока не спешит присоединяться к такой оценке. Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона.