Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге — Морел…

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

Ханс Мемлинг. Триптих семьи Морел, 1484. Музей Грунинге, Брюгге. Ханс Мемлинг. Триптих семьи Морел, 1484. Музей Грунинге, Брюгге.

… для часовни в церкви Святого Иакова, места их будущего захоронения.

На боковых створках изтбражены донаторы. Слева — мужская часть семьи Морел под покровительством святого Вильгельма Малевальского, справа — женская под покровительством святой Варвары (эти святые выбраны, потому что заказчиков зовут Виллем и Барбара).

На центральной части триптиха — святые Христофор, Мавр и Эгидий.

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

Эгидий — тот, что с оленем. Олень — атрибут святого (он был отшельником и много лет провел в одиночестве в лесу, а единственным его компаньоном, согласно легенде, была олениха; Святой был убит стрелой королевского охотника, которая предназначалась животному). На нидерландском олень — hert — ассоциируется с фамилией жены Морела, Хертсвелде, поэтому он и изображен ближе к дамской группе справа.

Но нам интересно не это.

А то, что за спиной у Виллема — в складках плаща святого Вильгельма Малевальского мы находим… маленького черного демона-пантеру! 😅 У него красные глаза и полуоткрытая пасть, но в целом он производит впечатление довольно неопасного существа.

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

Та-та-та-Дам! На самом деле это не демон, а ДРАКОН, которого святой Вильгельм когда-то изгнал из долины Малеваль (то есть "Долины зла") в Тоскане.

Сам святой поселился в освободившейся пещере, чтобы вести отшельнический образ жизни. Дракон стал его атрибутом.

И тут даже не столько вопросы незнания, сколько желание приблизится максимально близко к реальности, а в реальности драконов Мемлинг не видил, а вот нечто похожее на собаку — однозначно и не один раз. 😁

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

Ханс Мемлинг. Христос с поющими и музицирующими ангелами. Триптих, 1480-е. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.Ханс Мемлинг. Христос с поющими и музицирующими ангелами. Триптих, 1480-е. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

Я не буду говорить о том, что Мемлин вторичен. В конце концов вся история искусства "кричит" нам о том, что эпигонство — это не порок. 😁

Более того, Мемлинга можно обозвать эдаким авангардистом 15 века — он очень ловко, даже филигранно научился упрощать композиции ван дер Вейдена, доводить их практически до схемы.

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

▪️Ханс Мемлинг. Триптих. Поклонение волхвов, 1472. Национальный музей Прадо, Мадрид.
▪️Рогир ван дер Вейден. Алтарь Святого Колумба (иногда Поклонение королям), ок. 1455. Старая Пинакотека, Мюнхен.▪️Ханс Мемлинг. Триптих. Поклонение волхвов, 1472. Национальный музей Прадо, Мадрид.
▪️Рогир ван дер Вейден. Алтарь Святого Колумба (иногда Поклонение королям), ок. 1455. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Да и, откровенно говоря, заимствования нашего товарища носят по большей части чисто внешний характер — никакой ван дер вейденовской драмы и патетики, никакого ван эйковского реализма (несмотря на очень ван эйковскую дотошную детализацию парчовых тканей и орнаментов восточных ковров).

И никакого свежего наблюдения ("Все уже украдено до нас").

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

▪️Рогир ван дер Вейден. Триптих. Распятие, 1445, Амстердамский исторический музей, Амстердам.
▪️Ханс Мемлинг. Триптих Яна Краббе, 1460-е. Алтарь хранится в разобранном виде в трех музеях: центральная часть — в Муниципальной художественной галерее Винченцы, две внутренние панели с крыльев — в Библиотеке и музее Моргана, Нью-Йорк, две внешние панели — в Музее Грунинге, Брюгге.▪️Рогир ван дер Вейден. Триптих. Распятие, 1445, Амстердамский исторический музей, Амстердам.
▪️Ханс Мемлинг. Триптих Яна Краббе, 1460-е. Алтарь хранится в разобранном виде в трех музеях: центральная часть — в Муниципальной художественной галерее Винченцы, две внутренние панели с крыльев — в Библиотеке и музее Моргана, Нью-Йорк, две внешние панели — в Музее Грунинге, Брюгге.

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

Зато много смазливенькой (особенно на фоне северной строгости), такой проитальянской театральности — у Мемлинга все будет очень изящно (утонченный аристократизм поз и движений, привлекательная миловидность лиц, нежность именно человеческая) и, как следствие, все очень декоративно и нарядно. Что не есть, разумеется плохо, просто факт.

Взять хотя бы нашего демона-дракона-собаку-пантеру. Ну милейшее же создание!

Этот триптих был заказан Хансу Мемлингу одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге - Морел...

Существо немного в шоке, ибо попало в непривычную обстановку. Тут куда больше комедии, а не драмы.

источник

Ваш комментарий