Ян ван Эйк "Святая Варвара", 1437. Королевский музей изящных искусств Антверпена , Бельгия.Ян ван Эйк "Святая Варвара", 1437. Королевский музей изящных искусств Антверпена , Бельгия.
Нет, не потому что она не окончена (по этому поводу ведутся споры до сих пор — есть версия, что этим почти монохромом ван Эйк хотел показать, что и в незавершенности может быть завершенность), а потому, что эту картину необходимо ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ.
Там, аккурат на обратной стороне — имитация под драгоценный камень, яшму или порфир (ван Эйк делал это в высшей степени искусно и, поскольку в сети я не нашла изображения задника, то просто поверьте мне на слово), поверх которого приклеена гравюра с небольшой иллюстрацией и текстом.
О чем это нам говорит? О том, что картины в эпоху Возрождения не только вешали на стены, но и хранили как столовое серебро, которое доставали в особых случаях, а из демонстрации делали целый торжественный процесс.
А ван Эйка иначе и нельзя хранить — это истинно драгоценная живопись и ювелирный рисунок. Просто ВАУ.
Итак, перед нами Святая Варвара. Согласно легенде она жила в III веке, была популярной святой мученицей в позднем средневековье и исключена из общего римского календаря (литургический календарь) в 1969 году (потому что есть сомнения насчет ее историчности, поскольку начинают упоминать о ней только в VII веке, а чтить с IX века), но из списка святых католической церкви ее не исключили. В религии всегда все очень неоднозначно. 😂
Варвара была дочерью богатого язычника Диоскора, который с маниакальной страстью маньяка охранял дочь от всех оных мужиков и вообще от внешнего мира — запер ее в высокой башне. Там Варвара тайно приняла христианство, чем сильно огорчила, если не сказать больше, папеньку, поскольку…та-та-та-дам…тем самым отвергла предложение руки и сердца, полученное ею от отца.
Батюшка так разгневался, что достал свой меч, дабы наказать "преступницу" за "измену". Но, как это часто бывает, молитвы Варвары сделали свое дело — в стене башни сделалось отверстие и девушка чудесным образом улизнула от своего свирепого родственника в горное ущелье. Ясное дело, что Диоскор затею не бросил и кинулся за ней.
В ущелье Варвару охраняли два пастуха со своими стадами. Когда разгневанный папенька пришел карать свою дочь, первый пастух попытался дать ему отпор, а второй предал девушку. Так юная барышня оказалась в тюрьме, где ее зверски мучили (за предательство второй пастух был обращен в камень, а его стадо превратилось в саранчу — рука Господа неисповедима, как и его фантазия).
В общем, ее мучили, а она не погибала. То раны сами собой заживали, то огонь костра, точнее факелов, которые должны были использовать, чтобы ее сжечь, гасли… В итоге приговорили ее к казни через обезглавливание. Палачем, кстати, был ее же батюшка, в которого, правда, после содеянного ударила молния, тело охватило пламя и он сгорел как будущий настоящий еретик, наказанный судом инквизиции.
Традиционно Святую Варвару изображают в башне. Что делает ван Эйк? Пишет ее на фоне башни.
Точнее НА ФОНЕ СТРОЯЩЕГОСЯ ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА. С одной стороны ничего удивительного, ибо Варвара традиционно оберегает рабочих от внезапной смерти и несчастных случаев во время трудовой деятельности.
С другой — перед нами не абы какая мифическая башня, а вполне конкретный готический собор, имеющий сильное сходство с Кельнским собором, который в 1437 году еще не был завершен.
И в этом тоже абсолютная уникальность и ценность работы. Мы подробно можем рассмотреть весь процесс строительства в эпоху ван Эйка. За спиной Варвары развернулась настоящая стройплощадка — масса рабочих, которые таскают камни, разные механизмы, в частности, приспособление — условно говоря, лифт — по подъему камней наверх.
Почему ван Эйк так изобразил Святую? Потому что художник эпохи Возрождения, коим без сомнения является ван Эйк, смотрит именно в свой мир, в свою реальность. Позже это назовут ренессансным реализмом.
Один из главнейших маркеров эпохи Возрождения — антропоцентризм (вместо средневекового богоцентризма), когда мерилом всех вещей становится человек. Человек, который живет здесь и сейчас, поэтому и мир видится как реальность, современная именно этому человеку.
Важно понимать, что художники эпохи Возрождения не столько реконструировали прошлое (античность или средние века не важно), сколько искали что-то новое — не возрождали забытое, а обогащали то, что сами понимали как современное искусство.
Искусный живописец, ван Эйк и в рисунке тушью неприлично хорош — тончайшие переходы, тени, полутени, нежные линии, штрихи и растушевки… и подробности, подробности, подробности (считается, что изображение этих рабочих предвосхищает будущие картины Брейгеля).
И вот, что интересно. На раме имеется надпись — "Ян ван Эйк сделал меня, 1437". Если исходить из мнения, что картина не завершена, то это дает нам право говорить, что дата и подпись ставились на картинах не только в конце создания работы, но и в начале ее создания.